Вячеслав Иванов: Пандемия срывает маски

Имеются в виду не профилактически-гигиенические приспособления, призванные хотя бы частично снизить опасность инфицирования смертоносным вирусом.

Речь идёт о масках, которые создают иллюзию, что перед нами добрые самаритяне, Санта-Клаусы и ангелы небесные во плоти, а на самом деле…

Реквием по политкорректности

Мне всегда казалось, что одно из изобретений европейской цивилизации новейшего времени, а точнее — периода объединённой Европы последних двух десятилетий, получившее несколько неуклюжее название «политкорректность», на самом деле от лукавого. Требование говорить не негр, а афроамериканец (афрофранцуз, афроитальянец, афронемец?). Настоятельная рекомендация, равная по сути требованию, — убрать с товаров, в том числе и продуктовых, любую символику, указывающую на принадлежность к христианству. Например, с этикеток на коробках с греческим йогуртом, где был изображён вид какого-то старинного городка с церковью на горке, вдруг исчезли кресты на башенках православного храма.

Из той же «оперы» — отказ от употребления на поздравительных открытках и в афишах названия христианских праздников — Рождества Христова и Пасхи, с заменой их на нейтральные «праздники»: а вдруг обидятся мусульмане, переехавшие на постоянное местожительство в Европу и желающие быть с аборигенами на равной ноге ВО ВСЁМ?!

Отчасти такое рвение установить директивным способом всеобщую свободу, равенство и братство было поколеблено несколькими волнами легальной, а чаще нелегальной миграции в Старый Свет беженцами из Северной Африки и с Ближнего Востока.

Сирийские беженцы в Греции. Фото: Jim Black, Pixabay

 

Но какие-то атавизмы насильственной политкорректности ещё остались. Однако вряд ли им суждено развиться и окрепнуть на фоне  пандемии COVID-19. Не так давно практически по всем крупнейшим телевизионным каналам демонстрировались кадры, снятые в венском аэропорту. Несколько сотен жителей Румынии одновременно прибыли в альпийскую республику на заработки в связи с началом сезонных сельскохозяйственных работ.

Полиция Австрии, исполняя распоряжение своего правительства, задержала трудовых мигрантов прямо в воротах крупнейшей в Европе воздушной гавани, справедливо опасаясь неконтролируемой «контрабанды» коронавируса при столь массовом наплыве потенциальных носителей инфекции.

При этом, что характерно, о дальнейшей судьбе этих людей никакой информации не поступало. Завернули их назад, или отправили на карантин, или были приняты какие-то иные меры? Бог весть…

А ведь это пока ещё даже не цветочки, поскольку речь идёт, во-первых, о гражданах государства, входящего в ЕС; во-вторых, пересекающих границу легально, в рамках уже традиционного сезонного перемещения рабочей силы.

Что ожидает старушку Европу с наступлением по-настоящему тёплых летних дней, когда сюда, в том числе и за медицинской помощью, хлынут цунами беженцев с Юга и с Востока — можно пока только догадываться. И то с большой долей вероятной погрешности не в пользу Европейского континента.

Выдержит ли такой экзамен явление по имени политкорректность? Судя по той лёгкости, с которой общество отказалось от эвфемизмов типа «сеньоры» и «золотой возраст» и вернулось к привычным, хотя и не таким благозвучным определениям, как «пожилые», «люди преклонного возраста», а то и вовсе «старшее поколение» и даже (представьте себе!) «старики», экзамен этот вряд ли будет сдан. Согласитесь, глупо звучал бы призыв беречь от инфекции «входящих в группу повышенного риска сеньоров» или «население золотого возраста»…

Денег нет, но вы держитесь!

Эта фраза, произнесённая российским премьер-министром (правда, уже бывшим) Дмитрием Медведевым, в свое время вызвала изрядный скандал в российских, да и в зарубежных СМИ.

Наши власти ведут себя несколько более политкорректно. Они, правда, тоже призывают «держаться», и даже требуют соблюдать некую социальную ответственность в виде ношения защитных масок.

Но про деньги при этом особо не распространяются. Они их, выражаясь совсем некорректно, просто пилят между собой. Скажем, на днях стало известно, что министр внутренних дел Эстонии Март Хельме оделил группу высокопоставленных чиновников своего ведомства нехилыми премиями, в размере примерно половины их и без того совсем не малых окладов.

На фоне острого дефицита средств, выделяемых из бюджета на борьбу с коронавирусом, вынужденных сокращений зарплаты в частном и некоторых отраслях государственного сектора, а также отказа ввести на время чрезвычайного положения государственную зарплату, это выглядит даже не как пир во время чумы, а как самый циничный разбой на большой дороге. И дело ведь не в суммах, хотя и их можно было употребить на более злободневные нужды.

Надо признать, что этот поступок Марта Хельме осудили даже партнёры по коалиции. В частности, лидер партии «Отечество» Хелир-Валдор Сеэдер выразился хоть и тактично, но достаточно внятно: мол, «сегодня нельзя назвать такой шаг разумным решением»; а также указал, что «в обществе должно царить чувство справедливости, и политики должны это сознавать».

Однако пока ни один из премированных не заявил об отказе от награды, которая на фоне нынешней реальности выглядит, как минимум, сомнительно. Да и со стороны главы правительства никаких оценок «премиальной эпопеи» до сих пор не последовало. А, может быть, это и следует понимать как молчаливый намек: «Вы, мол, там, внизу, держитесь!»?

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Европейский союзкоронавирусправительство ЭстониитопЭстония