Самым большим сюрпризом от состоявшегося не вполне товарищеского матча, политического пинг-понга «Брюссель-Москва» стала чрезмерно нервическая реакция со стороны, как любит их с большой человеческой теплотой называть ВВП, «наших европейских партнёров» в ответ на заявление главы российского МИДа, что Россия может разорвать отношения с Европейским союзом.
Правда, при этом Сергей Викторович (министр иностранных дел РФ Сергей Лавров — Ред.), желая подсластить пилюлю, добавил, что поводом к столь решительному шагу могут стать лишь «санкции (со стороны ЕС — В.И.), создающие риски для нашей (российской — В.И.) экономики, в том числе в самых чувствительных сферах». Однако же, судя по тональности высказывания, право определять, создаются риски или нет, а также какова степень чувствительности этих самых сфер, российская сторона оставляет за собой.
«Я вся такая несуразная… такая противоречивая вся»
Перманентная раздражительность России, точнее — российского руководства, давно уже ни для кого не новость и не секрет. Тут даже повода искать не надо: подул знойный сирокко или где-то не вовремя зацвела сакура, вот вам и причина.
Другое дело — européenne realpolitique («европейская реальная политика»). Та самая, которая включает в себя понятие «дипломатическая этика» и про которую ещё юному Петру Первому, поднимая палец вверх, назидательно говаривал генерал-адмирал Фёдор Яковлевич (Франц) Лефорт, на что государь многозначительно кивал головой и умолкал, сколь бы велеречив ни был до сих…Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель, как и предписывали ему правила той самой européenne realpolitique, провёл переговоры с Сергеем Лавровым с максимальной степенью корректности и такта. За что, по возвращении в Брюссель, от своих же и получил нагоняй за чрезмерную мягкость, деликатность и уступчивость. Как будто он должен был вызвать главу российского внешнеполитического ведомства на дуэль и устроить на глазах у журналистов представление а-ля Жан Маре, с прыжками по столам и раскачиванием на люстрах со шпагой в руке…
Правда, на фоне вполне брутального господина Лаврова, месье (или сеньор?) Боррель выглядел, действительно, несколько вяловато. Хотя, с другой стороны, для руководителя российского МИДа брутальность — тоже не совсем его стиль. При всей твёрдости характера, доходящей до жёсткости, Сергей Викторович всё-таки до недавних пор оставался вполне интеллигентным человеком. Видимо, сегодня брутальность — такой же неотъемлемый признак принадлежности к кремлёвской элите, как прежде — большой теннис, а позднее — горные лыжи. И хотя возраст уже не позволяет соперничать с Брюсом Ли по части трюков, однако какие-то внешние эталоны блюсти всё-таки необходимо…
Препарат внутреннего назначения
Теперь о главном. А с кем, собственно, в данном контексте может разорвать отношения Российская Федерация? Непосредственно с штаб-квартирой ЕС в Брюсселе? Да и ради Бога!
Европейский союз — не унитарное государство. Это даже не United States of чего-то там. Кстати, что касается Америки, то перевод «Соединённые Штаты» юридически некорректен: по всем правилам следует писать «Соединённые Государства»…
А уж тем более Евросоюз. Несмотря на некоторые взаимные обязательства, общие правила и договорённости, несмотря на единую валюту (кстати, принятую не всеми членами ЕС) и прозрачность границ (несколько пострадавшую сегодня из-за пандемии), эта организация была и остаётся содружеством суверенных государств, имеющих свои суверенные интересы и права и неукоснительно их отстаивающих. Недавний пример приобретения Венгрией и рядом других стран «новой Европы» российской вакцины Sputnik V, несмотря на общеевропейское табу, — прямое тому подтверждение.
Ещё смешнее было бы надеяться, что либо Россия, либо Германия, либо обе эти страны вместе приняли бы решение бросить на полпути (или даже уже на трёх четвертях?) строительство «Северного потока — 2», обеспечивающего экономические и финансовые потребности Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции, и, холодно раскланявшись, покинуть зону работ. Не говоря уже о сухопутном газопроводе, имеющем конечные газоперерабатывающие «точки» в Австрии и Чехии.
А теперь о самом главном. Политики и эксперты всех причастных к теме отраслей активно обсуждают содержание заявления Лаврова и возможные последствия. Но при этом почему-то упускают из виду, где именно оно было сделано. А это едва ли не важнейший пункт в данной повестке дня.
Дело в том, что прозвучал куплет «Но сурово брови мы насупим» в интервью Владимиру Соловьёву на его Telegram-канале. То есть на вполне себе частном СМИ, которое, может быть, как-то и поддерживается государством (и даже наверняка поддерживается), но это не мешает ему оставаться частным, то есть никого и ни к чему не обязывающим медиаинструментом, который позволяет нести любую околесицу.
Кстати, любопытный факт, иллюстрирующий популярность одного из ведущих российских пропагандистов. Как сообщило 16 февраля интернет-издание «ПОЛИТ.РУ», «Телеведущего Владимира Соловьёва заблокировали в набирающей популярность новой социальной сети Clubhouse, на что первым обратил внимание Telegram-канал «Русский маркетинг». Это произошло сразу после попытки журналиста запустить эфир. Трансляция не состоялась в результате действий пользователей, которые объединили свои усилия и заблокировали „комнату“ ведущего. Соловьев собирался провести эфир на тему „Почему не взлетела квир-революция в России“».
Между прочим, таких пользователей оказалось четыре миллиона…
Так что, собственно, громогласное выступление главного российского дипломата предназначалось фактически исключительно для внутреннего пользования — дабы народ российский (из тех, кому ещё симпатичен Соловьёв) мог снова убедиться: в случае чего есть ещё те, кто способен показать Кузькину мать этому зарвавшемуся Западу!..
А остальные могут спать спокойно.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Назвали фейком и Борреля не забыли — как «Калев» в Москве гостил