Иванов: В шесть часов вечера после пандемии…

Есть такой фильм — «В шесть часов вечера после войны». Он снимался в 1944-м, за год до окончания Великой Отечественной. И, выйдя на экраны, сразу стал, как сказали бы сегодня, фаворитом проката. Если бы кто-то мог сейчас снять такой же фильм на тему пандемии…

Сколько зрителей посмотрели тот фильм, не указано ни в одной энциклопедии. Скорее всего, это просто невозможно было подсчитать. Думаю, не будет преувеличением, если мы определим их число в несколько сотен миллионов. То есть его просмотрел не просто каждый житель тогдашнего СССР, включая и тех, кто впоследствии погиб (а эту ленту показывали и на фронте, бойцам, идущим через час в бой), так ещё и не по одному разу. Прибавьте сюда послевоенные поколения, и получится, опять-таки, выражаясь нынешним интернет-жаргоном, что число посещений явно переваливает за 300 миллионов (294 миллиона — число жителей СССР на январь 1991 года). Собственно, его смотрят до сих пор, но уже в интернет-прокате. При этом дотошный Google бесстрастно сообщает: «Этот фильм понравился 95 процентам пользователей».

Так вот: если бы нашёлся такой гений, который снял бы похожий фильм о победе над COVID-19, то у него было бы несколько миллиардов благодарных зрителей. И не блокбастер с апокалипсическими взрывами многомиллионных мегаполисов и разлетающимися на квадратные километры тоннами мозгов и цистернами крови, а по-настоящему добрую и человечную картину. Потому что тот фильм вселял оптимизм, веру в торжество правого дела. То есть именно те чувства, которых нам всем так не хватает сегодня.

Один нюанс. Создатели киноленты «В шесть часов вечера после войны» прозорливо угадали (а, возможно, своим оптимизмом, транслируемым с экрана в массовую аудиторию, в какой-то степени и приблизили) месяц окончания войны — май 1945-го. То есть между работой над фильмом о желанной Победе и реальной Победой прошёл один год.

Можно ли на основании этого сделать вывод, что (поскольку до сих пор нет никакой информации хотя бы о намерении написать сценарий про хэппи-энд в пандемическом Апокалипсисе, не говоря уже о начале съёмок) выхода из смертельных объятий SARS-CoV-2 нам придётся ждать ещё гораздо больше, чем один год? Боюсь, что можно, и даже нужно…

И, тем не менее (совершенно не претендуя даже на уровень заявки к такому сценарию), прискучив утыкаться взором в стены и пол невольной карантинной камеры, в которые превратились за последние месяцы наши квартиры, хочется хотя бы попробовать представить себе, каким он будет — этот мир после пандемии. По принципу:

«Мечтать не вредно»

Так о чём мечтать-то будем? О том, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте со всеми вытекающими последствиями в виде бесплатного кино и пятисот эскимо? Уже мечталось и, как известно, не сбылось.

О том, что можно будет снова беззаботно бродить по торгово-развлекательным гипермаркетам и предаваться безвредному разврату по имени шопинг? Так ведь тоже было. И, по мнению специалистов (хотя рядовые граждане в большинстве своём считают, что это не доказано, но ведь и не опровергнуто!), именно в таком скоплении народа вирус размножается с особым усердием и, похоже, удовольствием…

Хотя, с другой стороны, именно мечтать, что все мы научимся получать наслаждение, сидя взаперти и выходить на улицу, пугливо озираясь, только чтобы вынести накопившийся за неделю мусор, обязательно надевая при этом спецскафандры, — тоже как-то не в жилу…

Ну, так и?!

А в первую очередь хочется, чтобы сбылись, наконец, наши чаяния о по-настоящему мудром или хотя бы вменяемом правительстве, которое бы действительно, а не в виде пустых разглагольствований, заботилось о жителях республики.

Хорошо бы и всем нам, то есть человечеству в целом, стать более разумным и менее озлобленным, но, боюсь, для реализации этой мечты Творцу пришлось бы стереть нынешнюю цивилизацию с лица Земли и сотворить на её месте новую. Так что пусть уж пока остаётся, как есть. Тем более неизвестно, будет ли новая лучше…

А вот насчёт правительства — это всё-таки реалистичнее. Тем более что кое-какие примеры уже имелись. И есть какие-никакие инструменты, чтобы самим исправить положение, не уповая на высшие силы и не перекладывая на них свои заботы и ответственность. Потому что можно бесконечно предаваться пустым мечтам о том, как будет всё прекрасно сразу же, как только отменят чрезвычайное положение и карантин. Но для этого всё-таки что-то сделать самим.

Мечта бескрылая, приземлённая

Так я — к вопросу о правительстве. Вот в соседней Литве уже принято решение отменить «чрезвычайку», открываются все торговые центры, салоны красоты (оказывается, у них были закрыты даже парикмахерские!) и прочие заведения, предназначенные для большого скопления народа.

Но для этого жителям республики пришлось миновать период строжайшего локдауна. Когда в декабре прошлого года число инфицированных достигло четырёх тысяч (!) в сутки, при населении всего вдвое больше, чем в Эстонии, правительство решительно пошло на срочное применение самых жёстких ограничений. Зато сегодня этот показатель в Литве равен в среднем двумстам пятидесяти, а недавний единичный всплеск до пятисот был воспринят как SOS.

Не следил пристально за развитием ситуации в этой стране, но, по-видимому, и там не обошлось без эксцессов в жанре «анти-маски шоу», однако у руководства страны хватило характера выдержать такое давление со стороны электората, не заботясь о том, как эта выдержка отразится на следующих выборах.

А, может быть, как раз заботясь. Потому что тот же электорат, иногда выражая своё недовольство действиями властей, и даже порой весьма бурно, в конечном итоге будет голосовать не за тех, кто мягко журил и робко советовал, а за тех, кто действовал пусть жёстко, но эффективно.

Вообще у меня такое впечатление, что все промахи нынешней антикризисной кампании происходят из-за того, что в Эстонии куда-то пропали настоящие лидеры. Думаю, что ни Эдгар Сависаар, ни Андрус Ансип, при всех их отличиях и заслуживающих порицания недостатках, не допустили бы страну до её нынешнего состояния. Не стану развивать эту идею, каждый в состоянии сам разобраться, что я имею в виду.

Кстати (и не в виде риторического присловья, а на самом деле кстати), всего полгода осталось до очередных выборов. Правда, пока муниципальных, но, во-первых, именно в ходе таковых обычно закладывается фундамент будущих коалиций; а, во-вторых, здесь могут голосовать и постоянные жители Эстонии без гражданства. Так что есть широкая возможность избрать решительных и харизматичных лидеров, способных действовать, а не вяло мямлить.

Вот только не надо путать решительность и харизматичность — с крикливостью и хамством. Тот, кто видит на белом коне Марта Хельме, должен же понять, что за этой личностью не числится никаких по-настоящему важных дел. И даже вовсе наоборот: перефразируя известную поговорку, «окромя вреда — никакой пользы».

Хотелось помечтать, как будет после этого, всех уже доставшего, коронавируса. Но получилось опять про злобу дня. Типа «хотели как лучше, а получилось как всегда»… А куда от этого денешься?! Не воображать же будущее человечество, которое мутировало под воздействием коронавируса и обрело крылья или способности к телекинезу. Об этом написаны сотни книжонок в ярких дешёвых переплётах, кому интересно — может почитать или посмотреть в «Ютубе».

…Герои (точнее — герой и героиня) фильма, с разговора о котором начались эти заметки, встретились — пусть только через пять лет после того, как уговорились об этом, но всё-таки встретились — в условленное время и в условленном месте. И стали жить дальше — нормальной мирной жизнью со всеми её нормальными человеческими радостями и заботами.

Может, нам повезёт, и мы сумеем вернуться к норме раньше, чем через пять лет. Только для этого надо постараться самим. Иначе нынешняя антивирусная война, которую уже почти все так и воспринимают, и называют, грозит перерасти в Тридцати-, а то и в Столетнюю войну. В Европе так уже бывало…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Локдаун наступает — изучайте новые ограничения

Ужесточение ужесточений — даже оппозиция одобряет

Сультс: Пандемия коронавируса — это передел мира без объявления войны

коронавирустопЭстония