Сразу, чтобы не упрекали в безграмотности: заголовок целиком — это цитата из фильма Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», с сохранением характерных фонетических особенностей речи одного из клиентов вытрезвителя, который произносит её при распределении нарядов на принудительные работы.
Наш список иного порядка. Как несложно догадаться, речь идёт о недавней и уже успевшей изрядно нашуметь публикации в издании Eesti Ekspress списков… как бы это их назвать? «Список Шиндлера», даже в ироническом контексте — слишком много чести. По авторству тоже затруднительно: если (как утверждается в «ЭЭ») этот список составлен бывшим собкором «Комсомольской правды» по Северным странам и Балтии Галиной Сапожниковой, то получается «Список Сапожниковой». Но её авторство ничем убедительно не подтверждается; да и непонятно, почему это он вдруг всплыл именно сегодня, спустя семь лет (опять-таки по сведениям «Экспресса») после его составления? Кому этот message вообще адресован?
Самые перспективные, соединяйтесь!
Можно, конечно, приписать авторство списка автору самой публикации — эстонскому журналисту Хольгеру Роонемаа, но и здесь облом: стиль и грамматика списка свидетельствуют, что, кто бы его ни составлял, человек этот владеет русским языком (язык оригинала письма) в высшей степени квалитетно. Тогда как коллега Роонемаа, насколько мне известно, по-русски вообще ни «бэ», ни «мэ»… ну, то есть ни читать, ни писать не может, и даже есть подозрение, что вряд ли вообще знает о существовании кириллицы.
Поэтому остановимся на варианте, который фигурирует в самой публикации: список «самых перспективных эстоноземельцев». По крайней мере, так он именуется в русскоязычном переводе на портале DELFI. А если уж совсем без экивоков и флёра таинственности, то смело можно назвать это творение списком неблагонадёжных.
Тем более что в преамбуле на DELFI чёрным по белому сказано: «Издание отмечает, что цели составления списка доподлинно неизвестны, однако не исключено, что попавшие в него люди рассматриваются как потенциальные агенты влияния, через которых можно продвигать прокремлёвскую политику».
Вообще-то, наступив на горло своим эмоциям, следует признать, что подобные списки всеми разведками мира составлялись, составляются и будут составляться. Такая уж работа у рыцарей плаща и кинжала. Однако предавать такие документы широкой огласке — для того нужен весомый повод.
Ищи, кому выгодно…
Впрочем, заниматься такими вещами могут не только спецслужбы. Помню, где-то на стыке веков известный общественный деятель, претендовавший к тому же на роль «крёстного отца» Виталий Хаитов (мир праху его!) опубликовал в издаваемой им газете «Вести» сенсационный материал.
Речь шла о подозрительно активной деятельности на территории Эстонии генерала КГБ Александра Перелыгина, который в этот период занимал должность помощника московского мэра Юрия Лужкова и действительно довольно часто наведывался в Таллинн.
В этой статье, помимо описания предосудительной деятельности «серого кардинала» из свиты городского головы российской столицы, давался также довольно пространный перечень лиц, с которыми генерал контактировал в наших палестинах. По преимуществу это были функционеры и активисты тогдашней Объединённой народной партии Эстонии (ОНПЭ). Таким способом Хаитов, на которого самого было заведено объёмистое досье в КаПо, попытался широко объявить о своей лояльности эстонскому государству.
Хотя ларчик открывался гораздо проще. Виталий Семёнович сильно рассчитывал, что ему — медиамагнату и вообще крупному авторитетному бизнесмену — достанется львиная доля от кремлёвских щедрот. Но эта ложка была пронесена мимо его рта. Впрочем, и ОНПЭ тоже не ахти как обогатилась от этих контактов.
При этом имелись серьёзные подозрения, что едва ли не главный интерес для Перелыгина в ходе его визитов в Эстонию представляли встречи с коллегами из Kaitsepolitsei. Обмен опытом, так сказать…
Состоялись такие встречи или не состоялись — тайна сия велика есть. Разведчики не были бы разведчиками, если бы подобная информация выплыла наружу. А в том, что с обеих сторон действовали профессионалы высокого класса, сомневаться не приходится.
Может, у кого-то из Eesti Ekspress есть похожие претензии к российской разведке?
…Разговоры об агентах влияния Кремля на здешних русскоговорящих жителей возникают не первый раз, и даже не первое десятилетие. Был момент, когда к таковым причислили даже Эдгара Сависаара. И всякий раз при этом преследуется, собственно, одна незамысловатая цель — дать определённым лицам понять: ребята, вы все «под колпаком у Мюллера».
А поскольку в нынешнем списке фигурируют столичный мэр, несколько депутатов — как муниципального уровня, так и Рийгикогу, а также два главных редактора русскоязычных СМИ, то есть люди, в силу своей профессии действительно оказывающие заметное влияние на общественное мнение, то просматривается вполне прозрачное стремление держать эту команду на коротком поводке.
Вот только теперь объясните мне: чем в таком случае отличается эта методика от практикуемого сегодня в России присвоения не шибко удобным для властей организациям, как правило, НКО (по-нашему — MTÜ, Mittetulundusühing) статуса иностранного агента? Проще говоря: чем Эстония как государство либерально-демократической модели отличается от России, в нашей интерпретации — государства авторитарного способа правления?
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.