Иванов: Центристы + реформисты: разговоры стихнут скоро, а любовь останется?

Далеко не все могут помнить, но Партия реформ и Центристская партия уже были в одной правительственной коалиции, пишет автор портала Tribuna.ee Вячеслав ИВАНОВ и объясняет — что сближает две эти политические силы и почему их союз — не самый плохой вариант для Эстонии.

Судя по всему, переговоры о формировании новой коалиции близятся к концу. Хочется верить — благополучному (не сглазить бы!). Впрочем, новой эту коалицию, имея в виду конкретно центристов и реформистов, можно назвать с достаточной долей условности: в конце 1990-х — начале 2000-х этот альянс уже бывал у власти.

Впервые это произошло в 1995 году, когда центристы вошли в так называемый «правящий тройственный союз» (вместе с Партией реформ и блоком «Коалиционная партия и Народный союз Эстонии»).

Затем — несколько лет в оппозиции, пока в январе 2002 года Центристская партия и Партия реформ не «сообразили на двоих» новую правительственную коалицию. Которая, правда, просуществовала чуть больше года, до ближайших выборов 2003-го.

В третий раз Центристская партия вошла в правительство 12 апреля 2005 года, но опять в составе «трио»: вместе с Партией реформ и Народным союзом (Rahvaliit). В парламенте у неё было 19 мест, а в правительстве — пять портфелей. Эта коалиция просуществовала до 5 апреля 2007 года.

Подчеркнём: здесь перечислены только те периоды, когда центристы участвовали в одной коалиции с реформистами.

В храме — хорал, а в балагане — хоть Pussy Riot

При всём разнообразии вероятных партитур (в музыкальном понимании слова), для политической концертной площадки реальных вариантов партнёрства на самом деле не так уж и много.

То есть можно, конечно, пренебречь существующими канонами и исполнять, скажем, государственный гимн в стиле спиричуэл, или устроить в храме молебен a´la Pussy Riot (что предыдущий состав правительства с блеском и демонстрировал, хотя бурных оваций и особого всеобщего восторга этим не вызвал). Однако практика показывает, что всё-таки лучше хорал представлять именно как хорал, а jam session оставить для более неформального общения. И логики больше, и звучать будет гораздо мелодичнее.

Правда, кому-то следование традиции может показаться скучноватым, но для любителей экстрима можно предложить бейсджампинг (экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов: небоскрёбов, телебашен и др. —Ред.). Или хотя бы роупджампинг (прыжки на альпинистских веревках с различных высоких объектов: скал, многоэтажных домов, кранов, мостов, труб, различных вышек и т.д. — Ред.). Ну, а у кого нервы послабее — добро пожаловать в простенький балаган. Устраивать же всё это на политическом подиуме… Как любила говаривать одна моя коллега, «мы это уже кушали!».

Поскольку сегодня в Эстонии нет ни одной политической партии, которая могла бы сформировать правительство единолично, без, так сказать, посторонней помощи, то идеальным вариантом остаётся коалиция с участием партнёров, стоящих на максимально близких экономических и идеологических платформах.

В наших условиях таковыми можно считать как раз центристов и реформистов. Первые представляют по определению левоцентристское (в программе — леволиберальное) крыло среднего сегмента политического спектра, вторые — соответственно — то же самое, но с правого края того же сегмента.

Их близость (насколько таковая вообще возможна в политическом покере) подтверждается также тем фактом, что обе эти политическое организации являются коллективными членами европартии «Альянс либералов и демократов за Европу».

Таким образом, являясь к тому же двумя крупнейшими партиями, они полностью покрывают все определяющие позиции игрового пространства Эстонии, по афористичному выражению Жванецкого, как бык — овцу. Воспользоваться этим явным преимуществом с максимальным положительным эффектом, как для самих себя, так и для всего эстонского общества, до сих пор мешали ЦПЭ и ПРЭ амбиции их лидеров, всё остальное — фантики.

Лови же миг удачи…

Сегодня и сами переговорщики, и большинство экспертов отмечают, что нынешние центристы и реформисты — уже не те, что были при отцах-основателях — Сийме Калласе и Эдгаре Сависааре, которые никак не могли уступить друг другу в борьбе за первенство в деле восстановления суверенной Эстонской Республики. И уж точно не такие, как во времена жёсткого противостояния «Носорога» (прозвище Эдгара Сависаара — Ред.) и Андруса Ансипа. Нравы смягчились…

Тот факт, что нынешние переговоры ведут две женщины — преемница и дочь первого реформиста Кая Каллас и бессменный, в течение тридцати лет, вице-председатель Центристской партии Майлис Репс, — вселяет дополнительные надежды на успех. Всё-таки это секрет Полишинеля, что диалог весной 2019-го не состоялся, в числе прочих причин, и из-за различия гендерных менталитетов.

Юри Ратас генетически претендовал на роль вожака стаи, а, не получив желаемого, предпочёл переключиться на более, как ему тогда показалось, сговорчивых особей мужского пола из EKRE (Эстонской консервативной народной партии — Ред.) «и примкнувшего к ней „Отечества“». А когда Кая Каллас всё-таки проявила готовность пойти в этом вопросе на уступки, Ратасу путь к отступлению был уже заказан.

Может быть, сейчас двум женщинам удастся проявить больше заурядного здравого смысла и банальной житейской мудрости…

Кая Каллас (слева) и Майлис Репс. Фото: facebook.com/keskerakonna

 

Хотя с самого начала большинство политического бомонда и экспертного сообщества были уверены: коалиция ПРЭ и ЦПЭ — единственный и самый естественный для Эстонии вариант. Что ж, горький, отрицательный опыт — тоже опыт. Во всяком случае он сможет стать для того же Ратаса неоценимым подспорьем в предстоящей острой борьбе на Тоомпеа, где «хельмисты» уже пообещали устраивать новой коалиции обструкции по всякому поводу и без всякого повода.

Не исключено, что именно этот опыт даёт экс-премьеру шанс не только сохранить, но и укрепить образ Юри-Миротворца, каковой он бесконечно пестовал и холил все эти годы, находясь у власти.

Шаг назад — два шага вперёд!

Что же касается главного на сегодняшний день камня преткновения в коалиционных консультациях — пункта о всеобщем образовании на эстонском языке, — то здесь пора, очевидно, поставить жирную точку.

Логически обоснованные и теоретически безупречные рассуждения о том, что прежде всего необходимо подготовить материально-техническую, методологическую и — главное — кадровую педагогическую базу, а уже затем заняться поэтапным переводом русскоязычных школ и детских садов на эстонский язык обучения, за тридцать лет так и не дали желаемого результата. В этом случае ещё более логическим представляется действия «от обратного», то есть принятие политического решения о переходе, и уже после этого, поставив себя фактически в безвыходное положение, заняться изысканием средств на формирование и материально-технической, и методологической, и всех прочих составляющих, необходимых для успешного завершения этой нескончаемой эпопеи.

Уверяю вас, пусть и не в ту же секунду, но весьма скоро найдутся средства и будут сформированы и те, и другие, и третьи.

Сегодня главное — не упустить снова благоприятный шанс. Второго прихода EKRE, с кем бы то ни было в одной упряжке, Эстония уже просто не выдержит…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Ратас на «скамейке запасных» — кто радуется развалу правительства

Мнение: Центристы предали своих русскоязычных избирателей

Реформисты на троне или снова EKREIKE? Страсти вокруг коалиции разгораются

Партия реформполитикаправительство Эстониитоп