Сегодня примерно три тысячи учителей в русских школах не владеют эстонским языком на уровне С1, который станет обязательным со следующего года. Многие из них — пожилые люди, и им будет очень сложно за год выучить язык фактически на уровне носителей. Программы подготовки преподавателей нет, зато растут штрафы.
Конкуренция за учителей со знанием эстонского языка растёт с каждым днём, причём охотой за учителями занимаются не только русские, но и эстонские школы. Дефицит преподавателей носит тотальный характер, и это угрожает качеству образования вне зависимости от языка обучения.
Министр образования Кристина Каллас, выступая перед Рийгикогу, так и не сумела дать внятного ответа на вопрос, как государство намерено решать проблему с преподавателями. Подскажу: у нас отменили требование к учителю иметь высшее образование, зато требование знать эстонский на уровне С1 остаётся неизменным.
То есть учить наших детей сегодня может любой недоучка, если он в совершенстве владеет эстонским языком. Уровень знаний, судя по всему, больше не имеет значения — главное, чтобы преподаватель общался с учениками на правильном языке. Дворник со знанием эстонского ценится выше учителя со стажем в 30 лет.
Возможно, таким образом действительно можно научить русских детей эстонскому языку, хотя вызывает сомнение, что человек без соответствующего образования способен сделать это качественно. Очевидно другое: общее качество образования резко снизится, причём во всех школах — и в русских, и в эстонских.
Все эти доводы, однако, не имеют значения, когда речь идёт о претворении в жизнь политических лозунгов. Образование в Эстонии должно стать эстонским, и для политиков не имеет значения, какой ценой будет достигнут этот результат. Язык оказался важнее качества полученных знаний.
Альтернатива этому кошмару имеется. Систему образования можно подготовить к полному переходу на эстонский язык, но при вдумчивом подходе это займёт не год, а как минимум десятилетие. И да, столь важный вопрос требует не только привлечения экспертов, но и широкой общественной дискуссии.
Дети должны сами захотеть учиться на эстонском языке, а для этого необходимо убедиться, что учебный процесс будет проходить в соответствии со здравым смыслом, а не путём ломания детей через колено. Насилие — плохой способ привить детям любовь к знанию и эстонскому языку.
Итак, широкое обсуждение с участием всех заинтересованных сторон и всех возможных экспертов. И, как следствие, общественный консенсус, результатом которого станет желание учащихся получать образование на эстонском языке. По-моему, это вполне разумный и демократичный план, который выгодно отличается от нынешней кавалерийской атаки на образование.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Кылварт: Вся эстонская школьная система находится под угрозой
Директор Ида-Вирумааского центра профобразования вынужден уволиться
Кристина Каллас: Языковое погружение должно способствовать переходу на обучение на эстонском языке