Во всей этой истории я с пониманием и сочувствием отношусь к эмоциональной буре в головах, душе и на клавиатуре тех избирателей, которые голосовали за «Меньшее Зло». Пусть они ошибались, но они верили. Я не могу осуждать людей за веру.
Что действительно удивляет, так это риторические экзерсисы нашей псевдолиберальной тусовки.
«Центристская партия прежняя, ее избиратель прежний. То, что у Центристской партии есть определенная позитивная роль в обществе известно и в Европе. Эта позитивная роль заключается не в том, что она продвигает конструктивные идеи, ведущие нас вперед, но, прежде всего, в том, что партия объединяла одну группу избирателей. С одной стороны, мы имеем дело с монополизацией русского избирателя, что очень плохо — однопартийность не приветствуется в западном обществе — но, по крайней мере, у него (русского избирателя) был выбор кого поддерживать до этого момента. Это на Западе умеют ценить. Наверняка, Центристская партия не является идеалом в западном понимании, но то, что различные этнические группы мирно сосуществуют вместе, это мы в Эстонии демонстрировали, и в этом была своя роль у Центристской партии», — заявил реформист Юрген Лиги.
О, как «закукарекал» языкастый петушок-либеральный гребешок. Сам Юрген, равно как и его многочисленные однопартийцы, при дружной поддержке абсолютного большинства журналистов и «общественно-политических деятелей» долгие годы нагнетали антирусскую истерию среди эстоноязычного избирателя. Стигматизация одной национальной группы не могла не привести к росту ксенофобии вообще. В Эстонии долгие годы преобладает версия национализма, которая четко противопоставляет: «Мы – Чужаки». Совершенно логично, что пришел момент, когда EKRE просто осталось «подобрать» зомбированного избирателя, усилив национально-консервативную риторику.
В прямой связи с вышеуказанным, начиная с 2007 года реформисты и большинство прочих партий, клеймили центристов, ложно обвиняя их в пророссийскости и прокремлевскости. Так удачно, что даже часть членов Центристской партии поверила, что они отстаивают интересы русскоязычного избирателя и олицетворяют некий альтернативный путь развития страны — что уж говорить про электорат. Тогда центристы были «нерукопожатными», просто потому, что так было выгодно в угаре борьбы за избирателя — чистой воды политтехнология.
А эти отсылы Юргена Лиги к Западу и Европам, присвоенное им себе право изрекать некие очевидности, не вызывают ничего кроме смеха. WTF?
Не скрою, у меня тоже вызвали недоумение судорожные попытки центристского руководства остаться у власти, не предполагал я, что у Ратаса столь сильна жажда власти, что он даже будет готов поставить партию на грань раскола, создать условия для сокрушительного поражения на следующих выборах. Но я рад происходящему.
Именно об этом я думал, не верил, но думал, когда рисовал номер на избирательном бюллетене и когда опускал его в урну для голосования. Думал, а вдруг эстонское политическое болото всколыхнется.
Кто-то из древних изрек: «Сиди спокойно на берегу реки и мимо проплывет труп твоего врага.» Наш современник Дмитрий Джангиров внес небольшое уточнение: «главное убедиться, что ты не сидишь на берегу болота».
Я вполне осознаю, что сижу на кочке посреди болота. Но меня радует, что устоявшиеся слои этого болота вдруг стали перемешиваться и бурлить. И теперь я уже надеюсь, что мне предстоит увидеть несколько политических трупов «бройлеров», всплывающих на подернутую рясой поверхность. Все становится честнее, хотя и миазмов больше.
Всем, кто особо возбужден. Сделайте дыхательную гимнастику, не поможет – засуньте голову под холодную воду. Поймите, наконец, между национал-либералами и национал-консерваторами в «национал»- вопросе нет особой разницы, просто вторые чуть дальше продолжили логический ряд. И да, у них больше в рядах «зигующих» субъектов. Что у очень многих на уме, то у этих на языке.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.