Павел Иванов: Самое лучшее — это определиться

Автор портала Tribuna Павел ИВАНОВ делится своими мыслями о пропаганде — в чём её правда и всегда ли стоит её бояться.

„Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят“

Йозеф Геббельс

 

Начнём с того, что пропаганда есть в любой стране и при любой власти. Эстония — не исключение. Систематичное применение пропаганды в нашей стране началось в 1934 году, когда было учреждено Управление информации и пропаганды при правительстве, позже — Управление госпропаганды. Основными целями тогда были распространение информации о деятельности правительства и государственных организаций и организация народной пропагандистской работы. Хотя оппозиционеры критиковали пропаганду времен Пятса за кажущуюся цензуру прессы.

Кстати, народу не совсем по душе были попытки Управления пропагандировать патриотические начинания государства, такие как возрождение национальных символов.

Немецкая и советская оккупации в плане пропаганды были схожи с проявлениями современной российской пропаганды — немцы как освободители и сторонники подконтрольной независимости с одной стороны, и Советы как цензоры и распространители «Русского мира» той модели — с другой.

Некие схожие черты советской и немецкой пропаганды можно найти в настоящее время, когда российские СМИ, к примеру, в «боевых» репортажах позволяют себе терминологию нацистских военных — оказывается, разработки новых видов российского вооружения называются… „wunderwaffe”.

Когда сейчас раздаются жалобные и гневные речи о том, как нас душит и гасит государственная пропаганда, то мне это напоминает «игру в спутник». Было у нас одно издание, которое постоянно жаловалось на гонения и давления, хотя само достаточно легко и злонамеренно распространяла то нарративы российской госпропаганды, то свои тезисы о «страшной и человеконенавидящей» Эстонии.

Те, кто сетует на пропаганду и цензуру в современной Эстонии, постоянно забывают, что у них есть возможность высказывать свои точки зрения на тех ресурсах, которые либо есть у них самих, либо там, где эти мысли симпатичны. Чем они и пользуются. При этом агрессивно отрицая какое-либо другое мнение. А если сравнить их с тем же «спутником», то все сразу же отмахиваются. Дескать, мы совсем другие, не путайте нас с пропагандой. А чем вы отличаетесь?

Поэтому и кажется, что попытками хоть как-то пресечь воинственную чужую пропаганду шаги эстонской пропаганды выделяются. Потому что эстонскому государству необходимо постоянно обороняться, а не наступать. И нет ничего плохого в том, что государство этим озабочено и призывает противостоять. Как призывало вакцинироваться или устанавливать датчики дыма.

Вдобавок «жертвы» пропаганды забыли, наверное, про роскомнадзоры, генпрокуратуры, госдумы и её законы, предупреждения и штрафы, сроки и высылки. Вот и получается, что у нас слово действительно свободно. И все эти показные рассуждения о пропаганде есть не что иное, как перманентная личная «священная» война. Только не «за» что-то, а «против» того, что кто-то думает иначе. Это страх. Страх перед тем, что что-то пойдёт не так, как принято думать и считать. Пойдёт не так, как учила пропаганда. А она учит манипулировать людьми с целью навязывания своей правды.

Вышеописанное мною не есть самый лучший способ вести спор про пропаганду, потому что сам сваливаешься в ту же яму. Вот и я пошёл по пути излюбленного метода пропагандистов — «какнасчетизма», то есть — а вот у других посмотрите.

Самое лучшее — это определиться. Сказать всем, что мы сторонники такой вот позиции. Последний пример чёткого решения — портал российских соотечественников baltija.eu. Они от редакции написали: «Портал «Балтия» всегда предлагал своим читателям сбалансированную подачу информации, но война на Украине мешает это делать. Мы против войны и хотим, чтобы война России на Украине закончилась как можно быстрее. Несмотря на крайне сложное положение, мы приняли решение пока продолжить работу портала. Миру — мир! Спасибо за понимание».

Всё, вопросов нет. Как и нет рассусоливаний на тему пропаганды и цензуры.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Цингиссер: В Эстонии нет пропаганды и цензуры, как при Союзе не было секса

Госканцелярии нужны русскоязычные спикеры

Минкульт поддерживает лишь эстонские СМИ

журналистикапропагандаРоссияСССРтопЭстония