После восстановления независимости Эстонской Республики в начале 1990-х годов сформировались три основные категории паспортов: синий — для граждан Эстонии, серый — для лиц без гражданства, и иностранные паспорта — в большинстве случаев для граждан стран СНГ.
Со временем число так называемых «серопаспортников» стало сокращаться. Всё больше жителей Эстонии начали сдавать экзамены по эстонскому языку и на знание Конституции, чтобы получить гражданство ЭР. Однако на фоне напряжённых отношений между Эстонией и республиками бывшего СССР (за исключением Латвии и Литвы) многие жители, чья жизнь была тесно связана с Россией, Беларусью, Украиной и другими странами СНГ, сознательно выбрали иностранное гражданство.
Причины были практическими:
-
облегчённое пересечение границы,
-
отсутствие визовых сборов,
-
дополнительные социальные льготы (вторые пенсии, упрощённое оформление документов),
-
а в отдельных случаях — возможность избежать военной службы.
Эстонский паспорт приобрёл новые преимущества с 2004 года, когда страна вступила в Европейский союз. В период 2004–2014 годов резко возросло число новых граждан Эстонии — ведь синий паспорт открывал двери в Европу: безвизовые поездки, свобода трудоустройства и учёбы в странах Шенгенской зоны.
Однако в повседневной жизни, особенно для старшего поколения, паспорт не играл существенной роли. Основные услуги — медицина, образование, трудоустройство — были доступны и с серым, и с российским паспортом. Гражданство оставалось скорее формальным статусом, нежели насущной необходимостью.
Новый конфликт — старая риторика
На фоне управленческих провалов и падения рейтингов правящие либеральные и левоцентристские силы инициировали законопроект, основанный на обвинениях граждан РФ и РБ в нелояльности государству. Поводом стал продолжающийся уже третий год военный конфликт между Россией и Украиной.
Законопроект был поддержан и правыми силами. В результате, всего за полгода до муниципальных выборов, было принято решение лишить граждан третьих стран (не входящих в ЕС) избирательных прав — несмотря на то, что они живут, работают и платят налоги в Эстонии.
Когда в обществе возникло возмущение, представители власти заявили, что право быть услышанным нужно заслужить: сдать экзамен по эстонскому языку и на знание Конституции. Однако сами экзамены зачастую проверяют не столько способность общаться и интегрироваться в общество, сколько эрудицию и академические знания. Конституция, как показала практика, может быть изменена в ускоренном порядке по решению Рийгикогу.
Мы живём уже не в 90-х
Важно помнить: мы живём в другую эпоху. Новое поколение в Эстонии стремится к открытому и свободному обществу — такому, где неважно, на каком языке ты говоришь дома, и где человека ценят по его моральным качествам, а не по цвету паспорта или политической лояльности. Паспорт — это всего лишь документ.
А политические права — это инструмент участия в жизни страны и ответственности за её будущее.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.