«Весёлой» нашу жизнь делают, кстати сказать, соседи, которых, увы, добрыми при всём желании назвать сложно. Рядом с домом кума живёт такой «добряк», который постоянно ему надоедает: то слово пакостное скажет, то судиться начнёт, то ещё что-нибудь. История эта много лет назад началась, когда кум начал возделывать кусок земли, принадлежащей ему исстари, по наследству, но расположенной рядом с участком горе-соседа. На первый взгляд, неважная такая земелька: каменистая, бесплодная — сосед не упускал случая мерзко хихикнуть и рассказать в селе, какой он, мол, дурачок. Но кум — дядька упорный, трудолюбивый: из года в год за землёй ухаживал, удобрял, камни убирал, несмотря на насмешки. И результата, знаете, добился: очень урожайным кусок той «бесплодной» земли оказался. Но тут вдруг оказалось, что сосед очень даже против того, чтобы кто-нибудь рядом с его участком такое хозяйство развёл! И вообще — «я тоже хотел этот кусочек приобрести, поэтому уходи!» Суды, ругань, скандалы, пришлось куму ограду вокруг земли возводить, да и соседу пару раз «объяснить» своё право на владение.
— Кум, — говорю, — ты меня ничуть не удивил: в каждой деревне свой дурак имеется. В России их, может быть, даже больше, чем нефти или газа.
— Да их везде полно, — отвечает. — Думаешь, в Америке их меньше? Ха! Иногда такое впечатление складывается, что это у них национальное достояние. Неисчерпаемое.
Так, думаю, сейчас точно будет лекция. И не ошибся.
Кум — человек образованный, в истории разбирается здорово. Выслушав новости нашего дома, сравнив их с собственными, вздыхает и говорит: «Если вот эти эпизоды рассмотреть в исторической и геополитической ретроспективе, то ничего нового, в принципе, нет. У каждого из нас есть свой горе-сосед, который то ли болен, то ли ненавидит нас — в общем, с завидной периодичностью доставляет нам беспокойство. Что Сербия, что Россия снова обложены такими «соседями», основательно забывшими уроки хорошего тона.
Возьмём Россию, твой и мой (тут мы с кумом пожали друг другу руки) любимый Русский Север. Ты погляди: Россия же сотни лет осваивала огромные земли там, в Арктике, наводила порядок, в ХХ веке железную дорогу туда провела, Мурманск (Романов-на-Мурмане) основала: мощно, здорово! Перспективы потрясающие, особенно когда речь зашла (всё при Николае Втором было) об открытии Северного морского пути. Исследования шли, работа кипела весь век, до страшной вашей «перестройки». Как вы выдержали, не исчезли с карты мира, я не представляю. Видимо, Бог спас. В общем, тогда, в 90-е годы, вам не до Севера было, как, увы, и не до Сербии.
Но сейчас-то всё изменилось. Северный морской путь заработал, да так, что остальные завидуют, — прямо как с моим участком в селе. И вдруг (о чудо!) оказалось, что Россия «не может одна этим всем владеть»— как же без американцев и других замечательных и цивилизованных соседей: «А мы тоже хотим! Так хотим, что плевать нам на все договоры, законы и уж тем более понятия о порядочности — подавайте нам вашу землю на тарелочке с голубой каёмочкой. Точно так же, как вы нам всё свое раздавали в замечательные 90-е годы! Давайте-давайте. А мы вас за это по головке погладим и «партнёрами» назовём. Нет, денег вам никаких не дадим — это не деловой подход. То есть как это вы не согласны?! Для этого случая у нас припасён, например, авианосец «Гарри Трумэн» и прочие ударные аргументы — они расположены прямо у ваших русских границ ещё с 2018 года, за несколько лет до СВО на Украине, для убедительности. И вообще, в доктрине США (при Трампе, кстати, принятой), Арктика рассматривается как стратегическая зона интересов этой замечательной страны, и любые решения по развитию Арктики не могут, по мнению Вашингтона, приниматься исключительно национальными правительствами государств — членов Арктического совета. Почему? — Да потому что я так сказал. А, и ещё, на всякий случай: у вас, у русских, — экспансионистские устремления и агрессия против Украины! Поэтому вы нам в принципе в Арктике не нужны, убирайтесь с земли, которую так удобно для нас освоили. Пример индейцев не убеждает? Марш в резервацию, русские варвары! Ладно: можете ещё обеспечить нам безопасность в акватории Берингова пролива и проводить научные исследования, результаты которых, будьте добры, предоставьте в город-герой Вашингтон».
Кум прав: сербы и русские (по крайней мере, большинство из нас) одинаково смотрят на действительность. Балканская война, затем Украина — всего лишь повод для расширения НАТО, которое и так планировалось, задолго до 90-х годов. Что касается владений России в Арктике, то горе-соседи ещё в 1868 году предложили императору Александру II заключить некую Конвенцию о промыслах и торговле на северном побережье Тихого океана. Конвенция предполагала разрешить американцам использовать природные ресурсы на западном берегу океана, включая Чукотку, берег Охотского моря и устье Амура (!). России предлагалось их в этом поддерживать и помогать постройке американских факторий на севере. Нормально, правда? Русские это называют: «Ты берега попутал». Император Российской империи им, разумеется, отказал. А 1870 году предложили всем считать Берингово море к востоку от 167 градуса долготы «закрытым морем США». А это и Тихий океан от Чукотки до Аляски, и всё побережье Чукотки — от Олюторского залива, включая огромный Анадырский залив, и заканчивая Певеком на берегу Чукотского моря. Найти поддержку для инициативы не удалось — нецивилизованно повела себя нехорошая Россия. В эпоху «перестройки», когда России грозила гибель, Шеварднадзе одним росчерком пера отдал США 23,7 тысячи квадратных километра акватории Берингова моря, 7,7 тысяч квадратных километра исключительной экономической зоны СССР и 46,3 тысячи квадратных километра нефтеносного шельфа. В некоторых местах зона территориальных вод со стороны СССР была уменьшена до 150 миль, что меньше, чем должно быть, даже по международным законам. Тогда о Россию буквально вытирали ноги, малейшая попытка даже пискнуть о национальных интересах русских немедленно встречалась воем (внутри страны, впрочем, тоже). Кровавые милашки Олбрайт и Райс уже не стеснялись: открыто говорили о «слишком богатой Сибири для одной России» и, конечно: «Если мы вынуждены применять силу, то это потому, что мы — Америка. Мы — незаменимая нация. Мы стоим на высоте. Мы смотрим в будущее». Сейчас, когда, слава Богу, снова можно (и не вполголоса) говорить о русских и об интересах России, доказывать нашу способность защищать себя, впору задуматься: а не пора ли ставить ограду вокруг территории, да и ружьё держать заряженным, чтобы показать «дорогому соседу», что берега он действительно попутал. «На… с пляжа», как говорит один мой знакомый спецназовец.
Кум вздыхает:
— Поведение точно такое же, как у пьяницы-соседа: нагадить, устроить пожар, выгнать из дома. Взывать к правилам приличия, по моему убеждению, бесполезно — когда они, кстати, работали в геополитике? Вывод: остановить наглого соседа можно только страхом и силой. Так что меня не удивляет, что Россия увеличивает и количество, и качество оружия — в том числе на Севере. А что ещё делать, скажи? Ведь то же самое было и с Украиной. Когда-то Украиной»…
Люблю беседы с кумом. У него всегда доходчивые сравнения. Многое объясняют.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме: