Цингиссер: Хорош уже, давай в отставку!

Масштаб политиков мельчает. Решения стали сплошь коллегиальными, обезличенными, при этом на деле никто ни за что не отвечает, пишет шеф-редактор портала Tribuna.ee Леонид ЦИНГИССЕР. 

30 лет назад, 29 января 1992 года, Эдгар Сависаар и возглавляемый им кабинет министров «был вынужден уйти в отставку из-за тяжёлого положения в экономике», — так пишет «Википедия».

Сам Сависаар в своей книге «Премьер-министр» вспоминает иначе: «Обычно правительство уходит до срока, когда резко падает его поддержка в парламенте или среди народа. Наше правительство стало в этом отношении исключением. За несколько месяцев до отставки мы были на совершенно явном подъёме, поддержка правительства со стороны общественности росла, а не падала». Сависаар приводит результаты исследования общественного мнения, проведённого тогда фирмой Emor.

Неизвестно, как Emor проводил своё исследование, но реальность была удручающая.

После выхода из состава СССР поставки энергоносителей из России в Эстонию прекратились.

На заправках стояли километровые очереди — люди ловили момент, когда можно будет отоварить талоны на 20 литров бензина. Автобусы ходили редко и в основном тогда, когда городским властям удавалось получить топливо у российских военных в обмен на продукты.

Спальные районы мёрзли, поскольку в котельных не хватало топлива. Периодически прекращалась подача горячей воды.

11 января 1992 года правительство ввело талоны на хлеб, молоко, масло и сыр.

Дефицит усугублялся бешеной инфляцией рубля.

Эдгар Сависаар объявил дефицит продуктов экономическим саботажем и потребовал от парламента особые полномочия для борьбы с теми, кто для получения политической выгоды инсценируют голод в республике.

16 января Верховный совет ввёл особое положение, но оно так и осталось на бумаге.

По версии, отличной от Emor, после введения особого положения поддержка Сависаара среди депутатов начала быстро падать, — и дабы избежать вотума недоверия, 29 января 1992 года он подал в отставку.

Так или иначе, но причиной досрочной отставки правительства стало тяжёлое экономическое положение в стране. Можно сказать, что правительство Сависаара взяло на себя политическую ответственность и, признавшись в том, что не справляется с ситуацией, само, не дожидаясь вотума недоверия, ушло в отставку.

Конечно, нынешняя ситуация не столь плачевна, как в 92-м, но и жизненные стандарты за это время изменились. Прослеживается прямая аналогия с дефицитом и ростом цен на энергоносители, а также с предрекаемым ростом цен на продовольствие и растущей инфляцией. Очевидно также, что нынешнее правительство реформистов и центристов во главе с Каей Каллас явно не справляется с вызовами в экономике, здравоохранении и внешней политике.

Примечательно, что не так давно правительство Юри Ратаса подало в отставку по гораздо менее существенному для народа поводу, нежели обширный кризис. А именно: по одному лишь подозрению в том, что Центристская партия замешана в коррупции, в связи с выделением госпомощи ТЦ Porto Franco, премьер-министр Ратас бегом, с утра пораньше, ринулся в Кадриорг просить президента об отставке. Что не помешало, однако, центристам после обеда того же дня сформировать новую коалицию с реформистами, а самому Ратасу пересесть из кресла премьера на место спикера, технично избавившись при этом от неудобного партнёра в лице EKRE, а также от взятых на себя перед ними обязательств — провести всенародный референдум по вопросу семейных ценностей.

Вот, собственно, и весь «новый, доселе невиданный уровень политической культуры», о которой рассуждал тогда Ратас и который теперь выдерживает Каллас, — исключительно «ногами вперёд», добровольной отставки не будет.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Кая Калласкризисправительство ЭстониитопЮри Ратас