Впрочем, объяснил в комментарии порталу Tribuna.ee тогдашний член Верховного Совета ЭССР Сергей Петинов, фракции русскоязычных депутатов, голоса которых не поддержали независимость Эстонии, не были против её суверенитета, но хотели строго определить ряд пунктов — слишком много в тот период было неясностей.
«Во-первых, было непонятно, как именно будет происходить «развод» с СССР (слава богу, всё прошло гладко и, на первый взгляд, безболезненно). Во-вторых, нужно было чётко понимать, как мы будем жить дальше, потому что у многих представителей власти в то время были желание, энергия, может быть, даже давнишние, вековые мечты, но не было чёткого представления, как Эстония будет строить свою государственность».
Петинов уточнил, что, к примеру, их фракция выступала за равноправие — чтобы вопрос с гражданством решался, как в Литве (гражданство Литвы смогли получить все, кто постоянно проживал на территории Литовской ССР в момент распада Советского Союза — Ред.): «Со стороны многое выглядело так, что мы якобы препятствуем восстановлению независимости. Но, повторюсь, мы просто ратовали за прояснение социальных, экономических, политических позиций, которые будут в возрождённом эстонском государстве. И этот вопрос, действительно, мы ставили достаточно остро».
Эстония удержалась на плаву
Сергей Петинов, анализируя, по его мнению, достижения и промахи властей восстановившей независимость Эстонии, отметил, что первоначальные опасения с точки зрения движения вперёд в целом не оправдались и страна достаточно благополучно преодолела переходный период, который всегда проходит болезненно:
«Связано это в первую очередь с тем, что быстро удалось наладить взаимодействие с Евросоюзом и вступить в его ряды. Это позволило стране встать на ноги, сохранять баланс и избегать коллапсов и в будущем. Эстония пусть сейчас и не богатое, не зажиточное государство, но вполне благополучное. Большая заслуга — это и создание э-государства: такой информативный элемент позволил выстроить рациональнейшую схему управления страной».
Что касается нерешённых важнейших проблем, считает бывший депутат, то опасения насчёт неравноправного отношения к русскоязычной диаспоре в какой-то мере оправдались: так, очень сильно был ужесточён языковой вопрос, особенно в первые десять лет независимости, вопросы с гражданством не решены до сих пор, не совсем правильно и эффективно, по мнению Петинова, проводится интеграционная политика.
«Второй минус в том, что государство, на мой взгляд, достаточно пассивно относится к экономическому развитию, пустив его по чисто либеральному пути свободного рынка. Так, 16 бывших союзных предприятий с десятками тысяч работников были попросту закрыты, хотя могли бы приносить огромные деньги в бюджет», — пояснил он.
Экс-депутат добавил, что если бы голосование состоялось сейчас или даже лет 10-15, то он, хотя бы и озвучивал насущные проблемы, наверняка проголосовал бы иначе, так как более чётко бы представлял, что стране многое удалось преодолеть.
Драматические события в августе 1991 года, когда в Советском Союзе произошла попытка государственного переворота, привела к восстановлению независимости трех балтийских государств. 20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонской ССР принял решение о восстановлении независимости Эстонии на основании принципа исторической правопреемственности эстонской государственности. Дата 20 августа — государственный праздник Эстонии.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.