Одно из наиболее радикальных предложений в этом пакете исходит от фракции партии «Отечество» (Isamaa) в Рийгикогу, которая инициировала поправку к Закону об иностранцах, создающую правовую основу для аннулирования видов на жительство и виз для тех, кто публично поддерживает войну России против Украины.
По словам лидера партии Хелира-Вальдора Сеэдера, эта инициатива — реакция на вызовы, возникшие в связи с украинским кризисом: «Эстонское государство не обязано держать в стране людей, которые оправдывают нападение на Украину и которые представляют угрозу внутренней безопасности Эстонии. Поэтому невыдача и аннулирование видов на жительство и виз тем, кто оправдывает агрессию, является единственным разумным выбором».
Изменение закона, инициированное партией «Отечество», позволило бы дополнить разделы Закона об иностранцах, которые разрешают следующее, если иностранец открыто поддерживает войну России против Украины: досрочно прекратить пребывание иностранца в Эстонии; отказать в выдаче долгосрочной визы; отказать в выдаче долгосрочного вида на жительство; аннулировать разрешение на временное проживание.
По законам военного времени…
Этой же проблеме в среду была посвящена дискуссия в эфире передачи «Кто кого?» на телеканале ETV+. Тема была сформулирована несколько обобщённо: «Нужно ли пересмотреть принципы политики гражданства ЭР?», без уточнения — в какую сторону должен быть направлен взор пересматривающего: ужесточения или ослабления…
В первые же минуты в коварно расставленные таким образом авторами передачи силки попался один из её участников, военный историк Игорь Копытин, который оптимистично заявил: «Не надо ничего менять. Живущие в Эстонии граждане РФ и неграждане, которые не совершают ничего противоправного, не должны чего-либо бояться. Им опасаться нечего. Эстония — это правовое демократическое государство, в котором защищены интересы всех жителей страны, независимо от цвета паспорта, от цвета кожи».
На что депутат Рийгикогу от EKRE (Эстонской консервативной народной партии — Ред.) Пеэтер Эрнитс тут же достаточно резко возразил: «После 24 февраля ситуация изменилась очень сильно. Можно сказать, что мы находимся в прифронтовом государстве. В этой ситуации нужно очень тщательно трогать [так в оригинале — Ред.] какие-то вещи, в том числе и гражданство. Может, что-то стоит даже ужесточить».
Без всякой натяжки можно утверждать, что передача, посвящённая теме, которая непосредственно касается как минимум каждого десятого жителя Эстонии, а косвенно, в большей или меньшей степени, — так и вовсе просто каждого, стала, выражаясь по-научному, репрезентативной.
Обладателей красных (российских) и серых (для лиц без гражданства) паспортов в общей сложности насчитывается порядка ста пятидесяти тысяч. У каждого из них есть по несколько друзей, сослуживцев, просто соседей по дому, а также родственников и других членов семей среди граждан Эстонской Республики.
Несколько десятилетий длящееся в нашем обществе обсуждение проблемы гражданства (точнее — безгражданства) никаких принципиально ощутимых результатов не принесло. Кое-какие подвижки, конечно, произошли, и если бы не военная агрессия России против братской Украины, то мы могли бы у себя продолжать, ни шатко ни валко, ту же политику.
Но вот случилось 24 февраля 2022 года, и проблема встала во весь рост. Из подвергшейся нападению Украины в Эстонию уже прибыли 23 тысячи беженцев. Это немногим меньше двух процентов нынешних жителей страны. Подчеркнём: менее чем за месяц — механический прирост населения почти на два процента.
Предъявите справку, что вам нужна справка!
С этим наплывом людей надо что-то делать. Конечно, не все они пожелают остаться здесь навсегда, большинство уже сегодня говорят, что хотели бы вернуться на родину сразу же, как только там прекратятся боевые действия и будет гарантированно достигнут мир.
Но кто поручится, что это произойдёт в кратко- или хотя бы среднесрочной перспективе? Если вообще… Но типун мне на язык!
Как тогда будет решаться вопрос об эстонском гражданстве? Разделится ли опять общее число ходатайствующих о его получении на категории привилегированных (в силу наличия статуса военного беженца, естественно, дающего некие преференции) и претендентов второго (а теперь уже третьего или даже вовсе безномерного) сорта?
К тому же не следует забывать и о таком «побочном», но отнюдь не маловажном аспекте проблемы, как получение, а паче того — сохранение уже имеющихся у части населения постоянных (долговременных) видов на жительство.
Вообще эта проблема какого-то оптимального, т. е. удовлетворяющего все стороны, решения в настоящее время не имеет. Однако одним из шагов в направлении к таковому могло бы стать проявление государством понимания по отношению к тем, кто уже изъявил добрую волю и ходатайствует о получении эстонского гражданства.
Одним из самых больших осложнений в такой процедуре является наличие другого гражданства, в самом худшем случае — российского или белорусского. Потому что, как делится своим опытом в издании Postimees ходатай Петер Сушков, выйти из гражданства РФ можно, только имея на руках подтверждение того, что ходатайствующий обязательно получит после этого гражданство какой-либо другой страны. То есть прежде, чем подавать заявление об отказе от российского, надо сперва подать прошение о получении эстонского гражданства, выполнить все условия и получить на руки документ о том, что гражданство Эстонской Республики одобрено и будет выдано после подтверждения отказа от российского.
Тогда как заявление о желании получить гражданство Эстонии можно подать только после того, как ходатайствующий сможет предъявить справку об отсутствии гражданства другой страны.
То есть «принесите справку, что вам нужна справка о том, что у вас нет справки, удостоверяющей, что вы нуждаетесь в такой справке»…
Участвовавший в передаче на ETV+ публицист и бывший политик Андрес Херкель подчеркнул, что в зависимости от того, как станут развиваться события или каковы будут последствия санкций в РФ, он вообще не исключает того, что повысится интерес к получению эстонского гражданства.
Интерес-то, может, и повысится, но как быть с бюрократией? А в Эстонии она крепка, как мало где на континенте.
В качестве одного из вариантов выхода из этой тупиковой ситуации можно было бы рассмотреть предложение автора Postimees: давать эстонское гражданство ходатайствующему ещё до формального подтверждения его выхода из российского, если у Министерства внутренних дел Эстонии не будет никаких претензий к этому конкретному человеку. Во всяком случае, почему бы не попробовать?
…Впрочем, особого оптимизма по этому поводу я бы не испытывал. Скорее, можно согласиться ещё с одним участником ток-шоу «Кто кого?», депутатом Европарламента Яной Тоом, по мнению которой «никакой серьёзной дискуссии о пересмотре в сторону облегчения политики гражданства на самом деле не ведётся. (…) Скорее, мы видим обратную ситуацию, и сейчас, видимо, будут закручивать гайки, и никакого консенсуса не будет. Что очень глупо»…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме: