Малкин: Трансгендеры — часть реальности, но не для консервативного мира спорта

Спорт — штука устоявшаяся, и изменения в нём происходят достаточно сложно. Трансгендеры в спорте — как к ним относиться? Свой взгляд представляет редактор телеканала ETV+ Михаил Малкин.

В начале года и до русскоязычных СМИ добралось известие о том, как на локальных университетских соревнованиях в США в женских заплывах на 100 и 400 ярдов основная борьба разыгралась между двумя трансгендерами. Один находится в процессе смены пола с женского на мужской, другой — ровно наоборот. А тем же, кто начинали свою жизнь женщинами и всё ещё ими остаются, не оставалось ничего другого, кроме как бороться за места с третьего и ниже.

Казалось бы, отличная «заманиловка» для читателя, кто устал от бесконечного ковида, не в силах разобраться в актуальных геополитических перипетиях, да и в целом не прочь скоротать время за прочтением «новостей», не требующих особых умственных напряжений.

Но — всё-таки не зашло. И лишь британский и американский таблоиды Daily Mail и New York Post (известные тем, что вовсе не чураются любой «мякотки» сомнительной свежести) продолжили вдаваться в подробности. Оказывается, тот, кто был мужчиной, а теперь становится женщиной, намеренно уступил сопернику, который был женщиной, но постепенно преображается в мужчину (но до последнего медлил со своим преображением, дабы подольше задержаться в женских дисциплинах). А всё потому, что они друзья, и таким образом один решил поддержать другого. Очень душевная история. Наверное. Вполне может быть.

Например, (мело)драматическая история двух американских пловцов-пловчих могла бы запросто послужить основой для второсортного сериала на какой-нибудь популярной стриминговой платформе. Как пример силы воли крепких телом, но таких хрупких душой молодых парней и девушек, которые, наконец, начали обретать себя, определились, взошли на пьедестал и возвысились. Всё это — пожалуйста. Каждый обретает себя и движется вперёд ровно в том направлении и ровно так, как он хочет. И дело отнюдь не только в какой-то новой этике, но и в самом просто уважении к ближнему (или, напротив, в здоровом безразличии: не лезь, если тебя не касается, не возбухай). Правда, в этом случае — в разговоре именно о спорте — есть несколько жирных «но».

Даже людям, весьма далёким от мира спорта, хорошо известно, что спортивные дисциплины бывают одиночными (женскими и мужскими), командными (мужчины против мужчин, женщины против женщин) и реже — парными. Как раз с парным разрядом совсем недавно и произошла история, которая вызвала куда больший резонанс как в русскоязычных, так и в мировых СМИ. Американец Тимоти Ледюк, выступающий в фигурном катании в паре с Эшли Кейн-Гриббл, объявлен первым небинарным спортсменом в истории Олимпиады. Готовящийся к выступлению в Токио фигурист заявил, что не имеет чёткой гендерной идентичности, то есть не относит себя чётко ни к мужчинам, ни к женщинам. «Уроды», «Перекреститесь», «Ужас» — вот некоторый перечень реплик, которыми на это известие отреагировал, например, ряд легендарных российских бывших фигуристов и тренеров (но, справедливости ради, встречались и слова поддержки).

Впрочем, всё это — вопрос морали. Причём морали, определённо, не самого фигуриста, а тех, кто не способен придержать свое просвещённое личное мнение по вопросам, далёким от их профессиональной области. Умный промолчит. Дело в том, что любые душевные поиски спортсмена, его неопределённости, приверженности к тем или иным идеалам и предпочтения любого характера ровным счётом никоим образом на его спортивные показатели не влияют. Чего не скажешь о тех, кто решился на смену пола. Ведь уровень тестостерона, мужского полового гормона, самым прямом образом воздействует на эффективность организма, на спортивные результаты. Тестостерон — и есть допинг, эти самые результаты улучшающие.

Ещё в ту пору, когда допинг-контроля фактически не существовало, этим активно пользовались спортсмены из ГДР, прежде всего за ними закрепилась такая дурная слава. Позднее такое увлечение широко разошлось по миру и превратилось, скорее, в соревнование в том, кто лучше скроет следы употребления допинга. У системы, направленной на борьбу за честный спорт, есть и невольные жертвы. Вспомнить, например, громкую историю с южноафриканской бегуньей Кастер Семеня. Пока она дважды побеждала на Олимпиаде и становилась трёхкратной чемпионкой мира, многие (нескромно громко) рассуждали, а что же у неё под легкоатлетическим комбинезоном. Уж больно она, де, походит на мужчину. В итоге Международная ассоциация легкоатлетических федераций даже провела расследование на тему половой принадлежности и отстранила её от соревнований ввиду повышенного уровня тестостерона. Борьба спортсменки за свои права ни к чему не привела — «да, дискриминация, но дискриминация разумная и необходимая».

Безусловно, южноафриканка — жертва обстоятельств. Женщинам за ней физически не угнаться, а в погоне за мужчинами она и сама заметно отстанет. Увы, природа не самым добрым образом обошлась с Кастер, отгородив её от мира большого спорта. Что же касается трансгендеров, то де-факто они сами себя от него отстраняют. «Да, дискриминация, но что уж поделать», — повторят, вероятно, не раз международные организации в ответ на запрос о возможном участии спортсмена-трансгендера в мировом чемпионате или на Олимпиаде.

Дальнейших сценариев может быть несколько. 1) Продвинутый мир заступится за права ущемлённых, и тогда в каждом виде спорта будет создана отдельная дисциплина (хотя бы просто для видимости). Звучит, пожалуй, всё-таки малореалистично. 2) Современный мир спорта рухнет под праведным напором борцов за свободы, и тогда останется один-единственный спорт, где все плюс-минус на равных — киберспорт. 3) Животрепещущие истории о спортсменах-трансгендерах так и останутся, за редчайшим исключением, на страницах самых жёлтых изданий. Или в не самом популярном подростковом кино.

Спорт — это всё-таки штука очень устоявшаяся, консервативная. Где-то он может чуть ужаться, где-то немного изменить себе (например, кто бы мог подумать: в футболе, наконец, допустили видеоповторы!), но рухнет он только тогда, когда и весь мир превратится в труху и в радиоактивный пепел.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Национал-консерваторы возмущаются: почему Эстония упрощает доступность операций по смене пола

В условиях кризиса: как выживает эстонский спорт

В Эстонии серьёзно и сообща взялись за «договорняки»

женщинысоциумспортСШАтоп