Как правило, так поступают центристы, тайной затянувшегося пребывания которых у власти является то, что у них всегда есть в запасе кардинально противоположные былины для эстонцев и для русскоязычных жителей. Но даже на фоне центристского двойного дна особенной бестолковостью отличился Янек Мягги, который не является по сути ни классическим центристом, ни представителем мирного населения, а называет себя «suhtekorraldaja», буквально — устроителем отношений. На английском это не «pimp», а скорее — «public relations manager». Мягги получил своё мировоззрение несколько лет назад вместе с министерским портфелем, плюс центристский партбилет в нагрузку.
Поскольку публикующиеся в эстонских изданиях точки зрения двоякодышащих политэстонцев могут вызвать раздражение у русскочитающей аудитории, то эксклюзивно для русскоязычных изданий ведутся совсем другие разговоры, которые могут понравиться ограниченным в языковом плане читателям. Такие статьи пишутся в надежде на то, что читать их будут действительно не понимающие эстонского языка люди, которые не смогут сличить выступления одного и того же лица на русском и на эстонском. Так Янек Мягги и обратился с посланием к читателям портала Tribuna. И оно прекрасно.
Заголовок — это отдельный класс: «Почему русский ничем не хуже эстонца или украинца». А разве кто-то кроме кремлёвских троллей и российского посольства утверждал обратное? Автор вломился в открытую дверь сразу в заголовке, что уже полпобеды. От джентльменского набора подобных заголовков последних десятилетий данный отличается тем, что тут к делу приплели ещё и украинцев.
До сих пор записные эстофобы любили противопоставлять обидчиков (эстонцев) и обиженных (русских), заявляя, что русскоязычное население составляет треть населения Эстонии. Ни о каких десятках тысяч давно тут проживающих украинцев, белорусов и прочих порабощённых народов СССР речи не шло. То есть вот мы их всех представляем, и они все, до последнего грузина и еврея, наш электорат, наше русское население, обиженное титульной нацией.
Тут на днях Борис Тух в Postimees решил отозваться на украинскую трагедию, но, перечисляя все нанесённые неэстонцам обиды, до украинцев в обширной бесплатной части статьи так и не дошёл. Но логику проявил замечательную: и хамски памятник снесли (врёт, конечно, — не снесли, а перенесли), и в лицо плюнули, и перезахоронили без почестей (опять враньё — эстонские священники обслуживали церемонию, так как православные патриархатцы встали в позу и отказались почтить своих же павших). И решения правительства «идиотские», и трудно сделать карьеру, если ты не из «коренных» (хотя высокооплачиваемое руководство Таллинна из одних таких практически и состоит). Тух знает язык и всегда был при деле при всех режимах — и при Коммунистической, и уж сколько лет при Центристской партии… Кстати, удивительная партия — десять членов фракции центристов, включая Марию Юфереву-Скуратовски, не поддержали заявление Рийгикогу по Украине. А вскоре госпожа Юферева-Скуратовски уже позировала фотографам RusDelfi на митинге в поддержку Украины и говорила, что не хочет, чтобы коллеги считали её пятой колонной! Колонной вряд ли, скорее пятой точкой…
Но теперь шила в мешке уже не утаить, и пришлось-таки признать, что, помимо русских, в состав «русскоязычного населения» были зачислены люди многих других национальностей, детей которых запихивали в идеологически не изменившуюся с периода застоя «русскую школу», каждый раз поднимая крик, когда речь шла о преподавании на эстонском языке.
То есть «и спросила кроха», и ей ответили: русский в школе — хорошо, а эстонский — плохо. Но вот десятки тысяч украинцев далеко не все с этим согласны, особенно сейчас. И что их в русскоязычное население зачислили вместе с забитыми белорусами, и что в соотечественники записали, и что к «русскому миру» приобщили, как к папке скреп(к)ами пришпилили.
Не разобравшись в ситуации, устроитель отношений Мягги бросился очертя голову в атаку: «Унижать человека по причине национальности, независимо от его поступков или недоделанных вещей, — явление распространённое при оскорблении целой этнической группы противника, — так мы сеем злобу и ненависть».
Недоделанные вещи — это, конечно, сильно, но возникает вопрос: кто это «мы», сеющие злобу и ненависть? И что за этническая группа противника? Мощно! Если попытаться выжать из этих путано изложенных прописных истин что-то поддающееся опознанию, то такой стиль, конечно, сеет кое-какую конкретную лебеду. Автор излагает в качестве аксиомы, якобы кого-то тут ненавидят, причём он сам, конечно, любит. И продолжает «устраивать отношения», дойдя в своих зажигательно-разжигательных словесах даже до такого: «К сожалению, у многих людей сейчас есть уверенность, что с лица Земли надо стереть весь русский народ».
Ну ужас. У «скольких многих», господин Мягги? В каких краях вы их встречали? Но Мягги всё больше входит в раж: «Ненавидящие русский народ взгляды очень схожи с гитлеровской ненавистью к евреям, когда во всём плохом виноваты были они — и их надо было истреблять». Ну не приплетайте к своему бреду хотя бы холокост! Но автор вновь поминает тысячи уничтоженных евреев…
Чем дальше в лес, тем толще партизаны… «В Эстонии проживает более 300 тысяч русских. Они что, должны ежедневно ходить в полицию и доказывать, что они поменяли своё самосознание, своё имя на эстонское и больше не общаются на своём родном языке? Зачем загонять человека в угол из-за его национальности?» — восклицает Янек Мягги.
А что, русским предъявлены такие требования? «Более 300 тысяч русских» в Эстонии не проживает, но это ладно. Бывший министр Мягги не в курсе заявлений нашего правительства и лично министра внутренних дел? Разве из госбюджета выделено ERR дополнительно несколько миллионов на развитие русскоязычных каналов для того, чтобы запретить русский язык? Ежедневно требуется ходить в полицию? Менять имя на эстонское? Не общаться на родном языке? Национальность в угол? Идите вы, Мюнхгаузен-Мягги…
А проблема (не русских, а вещающих от их имени активистов и политиков) в том, что особенно с притоком множества украинских беженцев утрачивается монополия русского национального меньшинства. И теперь если бороться за иноязычную школу, то тогда следует бороться не только за русскую, но и за украинскую. С чего вы вообще взяли, что учёба русских детей на эстонском — дискриминация и ассимиляция, а обучение украинских и других на русском — нет? И что русификация — не разновидность ассимиляции? Разве не жестоко посылать украинских детей-беженцев в русскую школу, где их скорее всего будут «денацифицировать» учителя и сверстники, родители которых выросли на Соловьёве с Киселёвым?
Но самое прискорбное в бестолковой публикации Янека Мягги то, что он, убиваясь по вполне благополучным русскоязычным жителям Эстонии и помянув чёрта Гитлера, так и не вспомнил о том, что бомбят-то сейчас города Украины, убивают украинских женщин и детей.
Для них господин Мягги слов сочувствия не нашёл.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Мнение Янека Мягги читайте по нижеследующей ссылке: