Особую злободневность и снайперскую точность приобретает этот микро-диалог в связи с несколькими недавно опубликованными и, по сути, изрядно одно другому противоречащими сообщениями, так или иначе касающимися этой волнующей темы.
Первое (не столько хронологически, сколько по степени значимости) – бесспорно радостная весть о том, что средняя зарплата в Эстонии во втором квартале текущего года преодолела рубеж в две тысячи евро и составила 2007 евро брутто. Медианная зарплата, то есть сумма, больше и меньше которой получают в месяц равное количество работников, за тот же период достигла 1641 евро.
За одного индексированного двух неиндексированных дают
Второе – мнение известного политолога Танеля Валлимяэ, опубликованное сначала изданием Sirp, а затем перепечатанное по-эстонски и по-русски порталом ERR.ee, где автор достаточно резко критикует нынешнего министра финансов Юргена Лиги и других членов Партии реформ за их публичные выступления, постоянно унижающие людей с низкими зарплатами. Складывается впечатление, пишет Танель Валлимяэ, будто те живут как иждивенцы за счёт других, хотя – и автор аргументированно доказывает, – это абсолютно не соответствует истине.
Казалось бы, если средняя зарплата по стране так существенно и последовательно растёт, то разговоры о бедности сколько-нибудь значительной части населения не могут быть столь уж актуальными. Однако авторитетный эксперт считает иначе.
Косвенным, но от этого не менее убедительным образом серьёзность оснований для такой озабоченности подтверждается ещё одной публикацией на упомянутом портале. Бывший министр экономики, а ныне преуспевающий бизнесмен Меэлис Атонен считает, что ни введение новых налогов, ни повышение имеющихся не спасут эстонскую экономику от дальнейшего падения, и даже напротив – будут только способствовать его ускорению, отпугивая в долгосрочной перспективе зарубежных, да и отечественных инвесторов.
«Единственный выход из сложившейся ситуации, – пишет издание, – Атонен видит в сокращении социальных расходов. Например, пересмотр системы индексации пенсий, отказ от разовых прибавок к пенсии, уменьшение различных пособий. «Надо пересматривать всю социальную сферу. В других областях жизни государства просто нечего сокращать»».
То есть система индексации зарплат депутатов Рийгикогу и управленческого аппарата всех уровней экс-министра не смущает. Само по себе повышение налогового бремени – тоже. Ну, разве что самую малость. А вот непомерные, на его взгляд, пенсии, разовые (!) к ним прибавки и прочие различные пособия (которые, на минуточку, выделяются для наименее социально и экономически защищённых жителей страны, да и то – чтобы их получить, необходимо пройти семь Голгоф), это – пожалуйста! Именно эти-то гроши и спасут эстонскую экономику от неминуемой, при ином раскладе, гибели…
Так ведь есть ещё один способ. Ильфа и Петрова, «Золотой телёнок», помните?
– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.
(Ненужное вычеркнуть.)
То, чего нельзя потрогать
Я уж не говорю про то, что средняя зарплата по стране или даже по отрасли – это что-то вроде средней температуры по больнице. И если для кандидата на пост старейшины крупнейшего столичного района зарплата, в уничижительной тональности, «примерно 5000 – 6000 евро грязными», это сильная потеря в деньгах, то для неиндексированного пенсионера эта сумма – реальная возможность более-менее достойно прожить полгода…
Есть во всей этой ситуации ещё один нюанс, который вызывает некое внутреннее неприятие. Имеется в виду поневоле бросающаяся в глаза разница между размерами той же средней зарплаты в разных отраслях.
В принципе всё естественно: есть такие сферы, где требуется профессионализм высшего класса, основанный на более высоких знаниях, умениях, навыках, чем в других областях.
И так же естественно, что эти критерии со временем меняются, и всё более важное значение приобретают такие сегменты экономики, про которые раньше если что-нибудь и было известно, то очень и очень фрагментарно.
В опубликованном на днях комментарии руководителя группы социальной статистики Департамента статистики Эвели Вооленс указывается, что средняя месячная брутто-зарплата за указанный период была наиболее высокой в сферах информации и связи (3468 евро), финансовой и страховой деятельности (3163 евро), а также в сфере электроснабжения, подачи газа, пара и воздушного кондиционирования (3138 евро). Наиболее низкой средняя месячная брутто-зарплата была в сфере услуг по проживанию и питанию (1262 евро), в предоставлении прочих видов услуг (1314 евро) и операциях с недвижимостью (1396 евро).
Сама по себе такая тенденция объективно логична и потому оправданна. И, тем не менее, ощущается здесь некое лукавство, которое вызывает отторжение. Понятно, что наибольшую ценность сегодня представляют отрасли, отличающиеся наибольшей наукоёмкостью. Но есть что-то противоестественное в том, что информация и связь ценятся выше, чем проживание и питание…
Во все времена все научные и практические школы ставили во главу угла продукт реальной экономики. Грубо говоря, то, что можно потрогать руками. Ну, или попробовать на язык, если не боишься отравиться…
Согласен, в данный момент эту тенденцию преодолеть вряд ли возможно: фактор объективности, будь он неладен… И всё-таки, не получить бы нам очередной мыльный пузырь. Инфотехнологии не стоят на месте, чтобы угнаться за их бурным развитием, необходимо вкладывать в науку всё больше и больше, а где взять? И кушать чего? На одних урезанных пенсиях далеко не уедешь.
…Отчасти утешает, что в тройку лидеров по росту зарплаты, хоть и с «бронзовой медалью», но входят-таки электроснабжение, подача газа, пара и воздушного кондиционирования. И, к счастью, в Эстонии ещё не перевелись специалисты-энергетики, знающие, с какой стороны у генераторов и аккумуляторов «плюс», а с какой – «минус». Так что, может быть, и прорвёмся…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.