…Как вспомнишь, что до парламентских выборов осталось каких-то семь месяцев, а сделать предстоит (согласно только что утверждённой правительством программе действий на 2022-2023 годы) столько, сколько не удалось всем правительствам за все предыдущие три с лишним десятилетия восстановленного суверенитета, так «только плюнешь да перекрестишься» (Н.В.Гоголь, «Женитьба»).
Мало нам было заразы «коронной»…
Особенно ярко эта хлопотливость проявляется в ситуации, сложившейся вокруг Нарвского танка, как уже окрестили памятник местные, да и зарубежные СМИ. Не хотелось бы накаркать, но, похоже, это определение станет таким же узнаваемым мемом, как Бронзовый солдат.
Да ладно бы дело шло только о правительстве, хотя и его бестолковых мотаний аки жести на ветру, конечно, хватает. Но главная-то беда в том и заключается, что бестолковость эта на проверку оказывается контагиозной. Заразной, если по-нашему…
И вот уже на фоне ритуальных танцев вокруг Нарвского танка «под нож» идёт подвернувшаяся под руку владельцам компании Enefit Power мортира, стоявшая себе неподалёку от Эстонской электростанции в Аувере…
А заодно уж раздолбали в хлам и оказавшуюся поблизости ни в чём не повинную стелу с именами строителей этой самой электростанции. Видимо, кто-то вспомнил, что расположенные друг подле друга флагманы эстонской энергетики, как не без некоторой даже заносчивости именовали их тогда, были в те годы наречены именами Ленинского комсомола (Прибалтийская ГРЭС), а также и лично вождя мирового пролетариата (Эстонская ГРЭС). Сам же процесс их возведения был объявлен Ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. Так вот нате же вам!..
И стоит ли тогда удивляться, что незамедлительно прилетела ответка: был спалён автокран, при помощи которого демонтировали мортиру.
Что касается танка, то «в пользу» его переноса на другое место раздаются хотя бы более-менее логически обоснованные доводы. С ними можно спорить, их можно не принимать, но они, худо бедно, есть. Ну, по поводу мортиры тоже ещё можно что-то такое понять: вроде, летальное оружие, как и танк. Про стелу аргументы вообще смехотворны. Дескать, в интересах благоустройства территории… Чего это вдруг приспичило – не раньше, не позже? И ведь не где-нибудь, а опять-таки в окрестностях Нарвы…
Контакт? Нет контакта!
Ощущение такое, что власти задались целью создать в этом регионе своего рода Зону. На манер той, что описана в повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
В фантастической Зоне некая внеземная цивилизация, после Посещения её представителями нашей планеты, оставила на этом месте таинственные предметы, устройства и даже необычные природные явления, разгадав назначение которых, человечество, вроде как, станет готовым к установлению полноценного и полноправного (!) Контакта с братьями по разуму.
В принаровской Зоне правительство Эстонии тоже стремится оставить какие-то, вроде бы, не то знаки, не то послания, не то вызовы. Только вместо Зоны загадочной и таинственной, возникает Зона повышенной напряжённости. И не столько электрической, сколько социально-психологической, а в конечном счёте – политической.
Премьер-министр Кая Каллас (Партия реформ), мотивируя намерение правительства убрать танк, который тридцать два торчал на берегу пограничной реки, никого не трогая, провела параллель довольно спорного содержания: «Танк – это орудие убийства, это не мемориальный объект, и из этих же танков на улицах Украины убивают людей».
Я понимаю, что это метафора, но и с метафорами следует обращаться внимательнее.
Из этих же танков на улицах Украины убивали в 1941-1944 годах людей в форме гитлеровского Вермахта. А у тех танков, которые убивают там людей сегодня, даже символика на броне другая – какая-то злобная колючая литера, напоминающая половинку аббревиатуры SS. Так что тщательнéе надо с историческими параллелями…
Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс (Социал-демократическая партия Эстонии) охотно ввязался в дискуссию, решив публично прокомментировать появившиеся в СМИ сообщения о том, что, якобы, российская сторона предложила за свой счёт демонтировать памятник-танк и забрать его себе.
И хотя, как пишет издание Rus.Postimees, «никто из российского посольства лично к министру внутренних дел не обращался, да и он о таком предложении не слышал», тем не менее, глава МВД отважился продолжить тему: «Я слышал об этом как о какой-то городской легенде. Как я уже сказал, мы даже не собираемся это обсуждать. Только при условии, что русские сначала заберут из Украины остатки своих танков». Вот это полёт мысли!..
Занимая такие позиции, ждать понимания от местного населения и плодотворного контакта с ним, по-моему, ещё более утопическая надежда, чем дружеский Контакт с инопланетянами.
Оставим в покое старые раны!
Впрочем, моё мнение тоже кому-то может показаться ошибочным. Всё-таки, я не принадлежу к титульной нации, и поэтому вижу проблему в искажённом свете. Но вот что считает по этому поводу профессор Таллиннского университета Мати Хейдметс, публикацию от имени которого на портале RUS.ERR настоятельно советую не полениться и прочесть. («Профессор ТЛУ: Нарве и ее руководству сейчас заламывают руки, и это надолго запомнится».)
А пока – на что профессор имеет уж никак не меньше прав, чем министры и премьер-министры – процитирую только одно место: «…плюсы сноса танка очень спорные. Украине ни холодно, ни жарко от того, что у нас уберут какой-то памятник. При этом мне кажется, что тех, у кого улучшится настроение, будет немного. На самом деле танк долгие годы никому не мешал, стоял без эмоций на берегу Наровы. Эстонцы по характеру рациональны, и утверждения активистов о том, что народ не может спать по ночам, так как ему бередят раны, это бред».
Собственно, на этом можно поставить точку.
Точка.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.