Вячеслав Иванов: А где у нас самый дорогой сыр?

Правильно, в мышеловке. Человек с добродушным лукавством утверждает, что сыр там бесплатный. Но мышь-то платит за него своей жизнью. То есть понятно, что фраза о бесплатности — это злая ирония. Сами двуногие не спешат совать свои пальцы куда не следует, даже если там призывно манит аппетитный кусочек санкционного рокфора или пармезана…

Но отвлечёмся от продукции молокоперерабатывающей промышленности и с досадой обратим свои взоры к медицине. Раньше говорили «здравоохранение», теперь в ходу более эмоционально-нейтральное «медицинское обслуживание». Казалось бы, какая разница? Предмет разговора-то один и тот же: здоровье людей.

Один, да не один…

Охрана здоровья — это что-то возвышенное, почти экзистенциальное и даже где-то сакральное. Как охрана государственной границы или социалистической собственности. Кстати, в советское время бытовал такой партийный лозунг: «Здоровье каждого — богатство всех!»…

А медицинские услуги — это что-то сугубо прагматичное, близкое к приобретению выгоды, наживе. Поэтому повышение с 1 апреля платы за посещение врача-специалиста с прежних, по сути почти символических пяти — до двадцати евро за первый визит многими воспринимается как покушение на их собственность: не замай!

Но есть интересный нюанс. 24 апреля портал общественно-правового вещания ERR пишет: «Повышение платы за визит к врачу с 5 до 20 евро, в том числе и в отделениях экстренной помощи (EMO — Ред.), не оправдало ожиданий. Статистика больниц за апрель показывает: очереди на приём в EMO не сократились, а нагрузка на врачей всё так же велика». А я вам больше скажу: даже если эту планку поднять до, скажем, пятидесяти евро, то и тогда очереди в неотложку останутся.

Ну, допускаю, немного сократятся. Но совсем немного — думаю, максимум процентов на десять. Потому что, как писал тот же портал, «при определённых условиях, когда, например, пациент после визита в EMO остаётся в больнице на лечение, эта плата не взимается. Для детей, пенсионеров и беременных, а также малоимущих сохраняется прежний тариф в размере 5 евро». А все перечисленные категории составляют больше половины контингента EMO.

Доктор сказал в морг, значит, в морг!

Вы станете долго, весело и заразительно хохотать, если я вам назову причину, по которой увеличение в четыре (!) раза платы за визит в неотложку не привело к сокращению числа таких визитов. А, может, и не станете. Всё зависит от вашего собственного опыта. Мой подсказывает, что если ты столкнулся с серьёзной проблемой из области медицины, то лучше всего сразу обращаться в EMO.

Вот представьте себе такую картинку. У вас (не дай Бог, конечно!) заболело колено. Вы были в этот момент у ортопеда, и сей эскулап захотел узнать, как вы, скажем, приседаете…

А у вас (ну, хорошо, у меня!) много лет назад был травмирован мениск. И вот, в итоге приседания, он вдруг о себе напомнил. Мениск, а не ортопед…

А вы у него (ортопеда) совсем по другому поводу, а он придерживается принципа «Один визит — одна проблема!», подтверждением чему служит висящий строго перед глазами пациента лозунг-плакат.

То есть чтобы он вас осмотрел теперь уже на предмет старой/новой травмы колена, вы должны исхлопотать у своего семейного врача новое направление к… правильно — ортопеду!

И вот вы делаете первый неверный шаг. Идёте, или звоните, или обращаетесь через интернет в регистратуру, чтобы записаться на приём к семейному врачу. Чтобы он вам дал направление к… не спешите, ещё не к ортопеду. А только на УЗИ. Вы прóсите хотя бы на рентген, но семейный непреклонен: он лучше (?) знает!

Не буду подробно вас знакомить со всей цепочкой. Или вы сами с ней знакомы и вам не надо рассказывать подробности; или вы с ней НЕ знакомы, и тогда мой рассказ пропадёт втуне.

А цепочка, если коротко, такова: регистратура насмерть стоит между вами и медсестрой семейного врача. Сама медсестра насмерть стоит между вами и самим семейным доктором. А тот насмерть стоит между вами и врачом-специалистом.

Думаете, я что-то нафантазировал? Если бы!.. Все подробности я взял из реальной жизни. Однако она, жизнь, устроена таким образом, что мне (или тому, кто мне рассказал) ещё к этим служащим регистратуры, медсёстрам, семейным врачам и прочим медицинским работникам обращаться и обращаться. Мы от них зависим. Мы от них, а не они от нас.

Поэтому я не называю не только фамилии и даты, но и локации медучреждений. Чтобы, не дай Бог, никого не обидеть, а то…

Такие истории могут тянуться месяцами, пока вы не сообразите, наконец, опомнившись, наведаться в EMO, где в одном месте собраны все специалисты, которые могу понадобиться в экстренном случае. Где есть свои УЗИ, рентген и что там ещё впредь…

Я думаю, что за это можно и заплатить. И даже больше, чем 20 евро. Экономия на собственном здоровье, в конечном счёте, обойдётся дороже.

В конце концов, есть же платная медицина. Действующая без направления семейного врача. Может, она не всем по карману. Но, знаете, «Мерседес» тоже не всем по карману. И кстати. В таллиннской «красной деревне», которую опутывает улица Лийкури, я не был несколько лет. А тут случилась оказия. Так я с трудом протиснулся на отрезке от улицы Смуули до квартала за детским садом — столько здесь припарковано машин. Практически на ширину целой полосы. Прежде ничего похожего не было

…Тут самое время вспомнить о том, с чего мы начали: о бесплатном сыре. В день повышения платы за визит к врачу многие со светлой печалью вспоминали о бесплатной советской медицине. А ведь это миф. Не бывает ничего бесплатного. Ещё в глубоко застойные «брежневские» годы один мой знакомый, очень грамотный специалист-экономист, с цифрами в руках объяснил, что нам всем недоплачивали примерно от сорока до семидесяти процентов наших зарплат, в зависимости от занимаемой должности и отрасли.

Вот эти-то деньги при помощи тщательно выверенных статистических ухищрений и «разбрасывались» на разные «неучтённые» расходы, в том числе и на бесплатное здравоохранение.

И все были здоровы. Кроме больных, разумеется. И в среднем (1985 год) жили 68,4 года. В 2023 году средняя продолжительность жизни в Эстонии впервые преодолела рубеж 79 лет.

А всё жалуемся, что плохо и трудно живём…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Министр ответила на вопросы о доступности врачебной помощи

Правила больницы PERH: медсестра вместо врача и эстонский язык обслуживания

Вячеслав Иванов: О докторе нашем замолвите слово…

EMOздоровьездравоохранениемедицинасемейная медсестрасемейный врачтопЭстония