Вячеслав Иванов: Читать или не читать — вот в чём вопрос

С точки зрения науки о финансах предлагаемые ниже рассуждения не выдерживают никакой критики. Юрген Лиги, например, их бы точно не одобрил. Но автор — не экономист и не финансист, а в данном случае просто обыватель. Как абсолютное большинство читателей любого СМИ. С таких позиций он и оценивает проносящийся мимо бурный поток информации.

Ровно с этого момента я попадаю в положение булгаковского поэта Ивана Бездомного, который старается в заявлении для милиции описать события, случившиеся с ним накануне ночью, когда он хотел поймать самогó дьявола: «И сразу поэт запутался… С места выходила какая-то безлепица».

Вот и у меня что-то похожее. Хотя кое-какая разница всё-таки есть. Бездомному не удавалось совместить в одной фразе свой разговор в сквере на Патриарших прудах с иностранным консультантом и участие в этом разговоре редактора Михаила Берлиоза, к описываемому моменту уже покойного, у которого к тому же оказался «никому не известный» однофамилец-композитор.

А мне никак не получается поставить в один ряд информацию о сокращении штатов бывшего Русского, а ныне Südalinna театра, предпринятом ради экономии денежных средств из госбюджета — одновременно с опубликованным Кассой здоровья объявлением примерно в таком духе: дадим 35 тысяч евро тому, кто поможет найти нового руководителя.

Между первой и второй корпоративчик небольшой

Строго говоря, эти два события вообще никак между собой не связаны. Если ещё строже: нет между ними корреляции. Ну, разве, кроме того, что опубликованы они примерно в одно время и в одном пространстве: конец августа — начало сентября; СМИ, издающиеся в Эстонии.

Однако если принять за основу эти две линии координат, то мы найдём ещё уйму фактов, событий и явлений, которые — при всей их внешней непохожести — окажутся растущими из одного места.

Например, Касса здоровья. За несколько недель до панического объявления о не совсем обычном государственном тендере в этом богоугодном заведении разразился скандал, причиной которого стал неслабый в финансовом выражении корпоративчик для сотрудников, обошедшийся казне в несколько десятков тысяч евро. И это оказалось только верхушкой айсберга. Журналюги-стрекулисты такого понаписали в своих изданиях, что председатель правления Кассы здоровья Райн Лаане решил, от греха, уйти в отставку.

Пока не сообщается, понесёт ли он или кто-либо другой ответственность за неоправданные траты, фактически — на роскошь. Известно только, что того, кто откликнется на зов «Люди добрые, помогите найти нового главу Кассы!», ждёт вознаграждение, примерно сопоставимое с ценой того злополучного корпоратива. А ещё говорят, что дважды платит только скупой…

Весь мир — театр

По крайней мере, так сказал Вильям наш, кхе-кхе, Шекспир. Насчёт всего мира — поверим великому барду Эйвона на слово, но уж про Таллинн мы и так знаем.

Поскольку сам я не баллотируюсь ни индивидуально, ни по какому-либо списку, то и зарабатывать себе какие-то бонусы мне не надо. А кому отдать свой бесценный голос на выборах, я ещё не решил. Так что позвольте сказать со всей стариковской прямотой и откровенностью: какая-то в этой (театральной) сфере у нас творится хрень.

Конкретно над Русским театром в Сердце города явно висит чьё-то давнее проклятье. Правда, это вроде не связано с финансами. Хотя чтó в наше время с ними, родимыми, не связано, как их ни называй: бюджет, казна, кормушка и т. д.

Всё время на его сцене (в прямом и переносном смыслах) возникают какие-то смутные фигуры, какие-то невнятные Гацаловы, Лапины, какие-то Лысовы и Лоси…

Наверное, в эстонских театрах происходит примерно то же, но там всё-таки речь идёт не о варягах, а о знакомых лицах, своих — родных. За что Русскому (употребим пока это название, чтоб не путаться) театру такое наказание, непонятно.

А ведь все приглашённые худруки получали(ют) немаленькие зарплаты. Так что без финансовой составляющей никак не обходится.

Вот, к примеру, что это за лицо возглавляет театр нынче? Откуда оно? Почему? Говорят, из Риги, по конкурсу. И что?! Почему кто-то из Риги может решать, кому играть на таллиннской сцене, а кому уходить? Человек, который, возглавив театр, тогда ещё называвшийся русским, отказался вести на русском языке своё первое (ознакомительное!) интервью для русскоязычного издания, с ходу предложив перейти на английский. Хорошо ещё, не на латышский…

И если нынешнее сокращение штата делается ради экономии средств, то почему не начать с худрука, чья одна только зарплата наверняка превысит как минимум половину потребной к урезанию суммы.

Да знаю я, что всё это — разные темы, и что в каждом отдельном случае речь идёт о разных источниках финансирования и разных статьях расходов. Но мне-то, рядовому обывателю, это параллельно. И я точно знаю, что всё сходится на моём личном кошельке, из которого берутся в виде налогов эти деньги; либо в который они же недодаются: не хватает для регулярной диспансеризации населения, для покрытия страховых расходов или на дотации для приобретения лекарств.

А главное — этот постоянно нарастающий поток информации, из которой лепится трудно перевариваемый продукт, невкусный и излишне обильный. Куда от него деваться?!

…Цитата из романа «Мастер и Маргарита», с которой были начаты эти глубокомысленные размышления, завершается фразой: «Иван почувствовал, что обессилел, что с заявлением ему не совладать, не стал поднимать разлетевшихся листков и тихо и горько заплакал».

Хотя мне больше нравится другая сцена, описанная Булгаковым в повести «Собачье сердце», где профессор Преображенский беседует со своим ассистентом доктором Борменталем: «И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет. — Гм… Да ведь других нет? — Вот никаких и не читайте».

Слово «советских» спокойно можно выкинуть, а «газет» заменить на «сайтов». То и другое —без ущерба для общего смысла…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Йоллер: Лаане уходит с поста главы Кассы здоровья

Театр Сюдалинна сократил сотрудников из-за уменьшения финансирования

Худрук Театра Сюдалинна: Известность — не главный критерий, чтобы кого-то оставить

Касса здоровьяРайн ЛаанеРусский театрТеатр СюдалиннатопЭстония