Сделаем вашу жизнь ещё налоговее!
Конечно, по-русски так не говорят. А жаль! Зато в эстонском языке по этому поводу возникает красноречивая игра слов, которую на днях с успехом использовало издание Maaleht. Опубликовав карикатуру, на которой изображена женщина, похожая на Каю Каллас, в «пузыре», имитирующем прямую речь, газета ML поместила фразу: «Teeme teie elu paremaks… maks… maks… maks…»
Вся прелесть каламбура в том, что слово «paremaks» — значит «лучше» (целиком фраза переводится с эстонского «Мы сделаем вашу жизнь лучше», это один из предвыборных слоганов Партии реформ), а выделенная из него часть «maks» — это не что иное, как «налог».
В принципе, ни одно государство в мире не может обойтись без налогов. Как правило, именно налоги являются главной составляющей государственного бюджета, или, говоря по-простому, казны. Исключение составляют, если я не ошибаюсь, только страны Персидского залива, разные Объединённые Арабские Эмираты, Дубаи там, то-сё… Впрочем, если и ошибаюсь — не смертельно, всё равно доходы их казны от продажи нефти — это те же налоги, только не на своё население, а на иностранных покупателей. Те же яйца (ну, в смысле куриные, а хоть бы и утиные), только в профиль…
По этой части с ОАЭ может конкурировать, разве что, Россия, в бюджете которой углеводороды играют решающую роль. Но сейчас речь не о России. По крайней мере, не напрямую о ней. А косвенно… Тут уж куда от неё, соседки нашей, денешься?!
Вот я и говорю: создаётся впечатление, что эстонское правительство вступило в не очень-то даже и тайный сговор с Путиным, регулярно поставляя ему примеры, подтверждающие кремлёвскую доктрину, которая гласит, что санкции «коллективного Запада» оборачиваются против населения самих этих стран. И Эстония в этом смысле служит некоей «витриной Запада», яркой иллюстрацией санкционного бумеранга: и инфляция-то у нас — выше некуда, и бензин кусается, и счета за электричество запредельные, и продукты дорожают, и прогнозы экономического развития — самые пессимистичные, и вообще…
А ведь в начале лихих девяностых тогдашнему правительству хватило ума и смелости ввести нулевую ставку подоходного налога на реинвестируемую прибыль предприятий. Одно это привлекло в нашу экономику сотни крупных и тысячи более мелких инвесторов, что позволило назвать Эстонию налоговым раем для бизнеса.
Нужны ли семь пядей во лбу?
Нынешняя коалиция начинает свою деятельность с того, что объявляет о предстоящем повышении целого ряда налогов. То есть фактически нам отказано видеть свет в конце тоннеля. Так, по сообщению издания Rus.Postimees, в 2025 году для предприятий ставка подоходного налога с регулярно распределяемых доходов и дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, повысится до 22 процентов. В 2024 году исчезнут дополнительная налоговая льгота в виде не облагаемого налогом дохода на ребёнка (применяется только со второго ребёнка), совместный расчёт дохода с супругом и налоговый вычет за проценты по жилищному кредиту. В следующем же году вырастет до 22 процентов, вместо нынешних двадцати, и ставка налога с оборота.
По словам руководителя службы госфинансов Министерства финансов Кадри Клаос, — продолжает публикация RРМ, — самые большие риски повышения ставки подоходного налога для юридических лиц заключаются в том, что прибыль будет изыматься до налогообложения и что примерно 20 процентов прибыли кредитных учреждений будет вывезено из Эстонии. Распределяемая прибыль других юридических лиц также может уменьшиться на одну пятую.
«Самое большое влияние изменения окажут на крупные компании, имеющие филиалы в Швеции и Финляндии», — сказала руководитель службы госфинансов Министерства финансов Кадри Клаос, добавив: трудно предсказать, что именно произойдёт.
Иными словами, останемся оптимистами: как бы худо нам ни было сегодня, можно смело смотреть в перспективу и с уверенностью утверждать, что будет ещё хуже! Правда, пока трудно предсказать, насколько хуже…
Уже совершенно ясно, что самый чувствительный удар будет нанесён по самой мало защищённой части населения — многодетным семьям и пенсионерам. Особенно болезненным будет урезание льгот по жилищным и некоторым другим видам кредитов. Но чувствительными все эти реформы будут для живых конкретных людей, тогда как выгода для казны выражается смехотворными, в государственном масштабе, цифрами.
Так, в течение ближайших трёх лет оставшиеся невозвращёнными проценты по жилищному кредиту обеспечат государственную казну дополнительной суммой в 6,3 миллиона евро, а отмена не облагаемого подоходного вычета для супругов — 2,3 миллиона. Отмена вычета налоговой льготы на детей — это «целых» 36,8 миллиона евро.
При этом одна только ликвидация так называемого налогового горба (где главным бенефициаром выступают люди с высокими доходами) обойдётся казне дырой в 303 миллиона евро за один год.
Чтобы произвести не очень сложные вычисления на основе этих цифр, не нужно не только семи, но даже и одной пяди во лбу (около 18 сантиметров).
Конечно, тут надо прибавить повышаемые налоги на азартные игры, растущие акцизы на алкоголь и табак плюс кое-какую мелочишку; но ещё больше — вычесть. Так что фразу вице-канцлера по вопросам налоговой политики Министерства финансов Эвелин Лийвамяги «многое также зависит от того, что делают близлежащие рынки. Если там не возникнет какого-либо конкурентного преимущества, риск будет ниже» из уже цитировавшейся публикации следует воспринимать как некую индульгенцию: а если конкурентное преимущество всё же возникнет, то мы ведь предупреждали…
Средний — потому что центральный, главный
Одно из фундаментальных понятий социологии, перешедших в экономику (а может быть, и наоборот — из экономики в социологию, но это спор о том, что было вперёд — курица или яйцо), — это средний класс, наличие которого является гарантией прочности государственной системы. И прочность тем выше, чем многочисленнее и обеспеченнее этот самый middle class.
Как ни странно для кого-то это прозвучит, но в СССР был свой средний класс. Очень своеобразный, очень специфический по сравнению с западным, но был. Образованные специалисты — интеллигенция, преимущественно техническая; квалифицированные рабочие, зажиточные колхозники, управленцы среднего звена и т. д. Их объединяло наличие (или настойчивое стремление к обладанию) вожделенных шести соток земли, более-менее подержанного автомобиля или хотя бы мотоцикла, возможность съездить раз в пять лет семьёй на курорт (Сочи, Ялта, Кисловодск), пусть хоть дикарём…
Одна из причин развала СССР — это обнищание советского middle class’а в результате бездарного руководства экономикой и страной в целом. Главным образом — по причине приоритета идеологии над здравым смыслом.
К сожалению, первые шаги нового правительства Эстонии вызывают подозрения, что для него главными становятся именно идеологические соображения. Правда, пока не вполне чётко сформулированы основополагающие принципы этой идеологии, но несомненно одно: нынешние действия коалиции способны привести к реальному обнищанию едва начавшего формироваться среднего класса — станового хребта любого сильного государства.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Центристы выходят на улицу против повышения налогов
Суслов о налоговой системе Эстонии: Одной рукой увеличиваем зарплату, другой — отбираем