По этой причине предлагаю в качестве новости номер один за последнюю пятидневку рассматривать публикацию (ERR, 17.02.) о прогнозах Банка Эстонии, согласно которым система государственных пенсий, или первая ступень пенсионной системы, в её нынешнем виде неустойчива, то есть в будущем для выплаты госпенсий одного социального налога будет недостаточно.
Я бы не назвал эту новость сенсационной. Скорее всего, именно потому широкая общественность не придала ей должного значения. А зря. Потому что только на первый взгляд данная тема для половины населения является «отложенной во времени проблемой», а для остальной части — уже на собственном горьком опыте изученной вдоль и поперёк, настолько, что нечего тут воду в ступе толочь…
Живём бедно, но долго
Как это ни странно, но с основным тезисом упомянутого прогноза Банка Эстонии приходится согласиться: «Население Эстонии стареет, и доля пожилых, материально зависящих от пенсий, будет увеличиваться. Кроме того, прекращение действия соглашения о второй пенсионной ступени существенно сократило пенсионные накопления почти 250 000 человек, а ситуация с государственным бюджетом осложнилась, поэтому давление на пенсионную систему со временем возрастёт».
Иными словами, не за горами тот момент, когда на каждого неработающего пенсионера будет приходиться менее одного работника, налоговые отчисления от зарплаты которого и составляют сегодня основную часть затрат госбюджета на социальные нужды. А это уже катастрофа. Пока положение отчасти спасают пенсионеры, продолжающие работать, но их доля неуклонно сокращается.
В документе Госбанка отмечается, что Эстония тратит на расходы, связанные со старостью, более шести процентов своего валового внутреннего продукта. По этому показателю мы занимаем шестое место с конца среди стран-членов ЕС.
Эксперт по социальному страхованию и экономике Магнус Пийритс отмечает, что в настоящее время среднестатистический пенсионер получает около 50% дохода работающего человека. Это также отражается в показателях относительной бедности: «В 2022 году в Эстонии почти 47% пожилых людей находились в относительной бедности, что составляет почти половину [этой категории населения]. В то время как в Европейском союзе в среднем этот показатель [на тот период] составлял около 17%. Однако если взглянуть на долгосрочные прогнозы, то относительная бедность среди пожилых людей будет постепенно увеличиваться. Индекс пенсий растёт медленнее, чем средняя зарплата».
Короче говоря, к 2060 году расходы на пенсионное обеспечение превысят долю социального налога, приходящуюся на пенсионное страхование. Правда, не всё так плохо, есть и хорошая новость: после указанной даты ситуация изменится.
«Причиной этих изменений, — поясняет эксперт, — является демографический фактор. В 2060 году на пенсию начнут выходить те, кто родился в начале 1990-х, то есть это будет более малочисленное поколение». Значит, и пенсионеров будет меньше. А вы боялись…
Правда, до этого светлого будущего надо ещё дожить. Что, впрочем, не так проблематично, как кажется.
Одна наша знакомая (которой самой всего-то под восемьдесят) рассказывала, что только в одном с ней подъезде трёхэтажного дома в Усть-Нарве проживают пять (!) дам в возрасте, как сейчас говорится, «девяносто плюс», причём одной из них уже «100+».
Если вы не в курсе, советую погуглить, сколько в Эстонии долгожителей. Обещаю: вы крепко удивитесь. И, как говорил дядя Митя из фильма «Любовь и голуби», что характерно: мы все дружно ругаем (и чаще всего справедливо) нашу систему здравоохранения, речь о которой пойдёт ниже, а также всё правительство и Рийгикогу чёхом за низкие наши (но не их!) заработки, а сами живём всё дольше и дольше. Вопреки совету Юргена Лиги умирать вовремя. Правда, он не уточнил, когда это время приходит…
Один человек — одна проблема?
Значит, мы договорились (а ведь мы договорились?), что решение вопроса о пенсиях напрямую связано с проблемой продолжительность жизни и её качества. А эти факторы, в свою очередь, так же непосредственно зависят от уровня развития государственной системы здравоохранения. Тогда нас не должен удивлять факт появления в СМИ сообщения о плане развития первичной медицинской помощи до 2035 года (на мой взгляд, новость номер два по значимости).
Этот документ, представленный Министерством социальных дел и Эстонским обществом семейных врачей, был опубликован практически одновременно с обсуждавшимся выше прогнозом Банка Эстонии (точнее, на следующий день, 18 февраля) и на том же портале. Что даёт мне основание в тысячный раз повторить: не бывает ничего случайного, всё в этом мире взаимосвязано. И совпадение — не синоним случайности.
Аргументируя этот документ в интервью радионовостям ERR, министр здоровья Рийна Сиккут пояснила: «Когда создавалась система семейных врачей, она работала по-другому, но с развитием цифровых технологий и усилением акцента на профилактике и психическом здоровье на первичном уровне понадобилась дополнительная поддержка для семейных врачей и медсестёр. Также важно осознание, что на первичном уровне можно многое изменить, если лучше обучать врачей. Сейчас благодаря продлённому обучению резиденты становятся более компетентными и могут выполнять задачи, которые 20–30 лет назад не входили в обязанности семейных врачей. Эти изменения необходимы для улучшения ухода за пациентами и перехода к более человечному здравоохранению».
Готов подписаться под каждым словом министра, но при этом добавить в бочку мёда свою чайную ложечку дёгтя.
…Недавно довелось мне посетить семейного врача, к счастью, по сугубо рутинному поводу. В тихий восторг привёл меня лозунг, висящий на стене за спиной у доктора, строго в поле зрения пациента: «Один визит — одна проблема». Типа: экономьте время врача! Призыв явно в адрес пожилых, у которых по здоровью не бывает одной проблемы.
Мгновенно вспомнился эпизод из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: «Мужчина (…) был совершенно подавлен служебной обстановкой (…), а в особенности строгим плакатом „Сделал своё дело — и уходи“. Хотя дела своего мужчина в пиджаке ещё и не начинал, но уйти ему уже хотелось».
Возникают и более печальные ассоциации. Например: «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы»…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Эстонская стратегия э-здравоохранения — новый «Прыжок тигра»?
Более трети жителей Эстонии опасаются, что им не хватит денег на пенсию