Вячеслав Иванов: Грядёт ли Свет в конце тоннеля?

Вообще-то я не собирался ничего писать по этому поводу. Нет в переходе политика из одной партии в другую ничего такого, что было бы достойно обсуждения, а тем более осуждения.

Только в искажённом тоталитарной пропагандой сознании существуют такие фантомы, как «предательство интересов электората», «обман доверия избирателя» и прочая патетическая ерунда в том же роде. На самом деле есть более-менее постоянные потребности тех или иных групп населения. Эти потребности персонифицируются в виде конкретных личностей, делегируемых названными группами во властные структуры — с тем, чтобы избранные таким образом политики материализовали эти потребности или каким-то иным способом их удовлетворяли. Согласно исследованиям, наши избиратели голосуют не за партии и их программы, а за конкретные личности. И если впоследствии эти политики решают уйти из «своей» партии в другую, то, как правило, они уводят за собой и своих избирателей, стараясь сохранить их симпатии тем, что и на новом месте пытаются на разных уровнях выражать присущие именно данной аудитории пожелания и всеми доступными способами добиваются их исполнения.

В Свете текущих событий

Что касается конкретно Владимира Света, его уход от центристов к социал-демократам вполне естественен. В принципе, молодой политик даже не покидает свой — левый — сегмент политического спектра. Не его вина, что сам этот сегмент на нашей политической палитре обозначен недостаточно внятно.

По формальным признакам соцдемы являются сегодня самой левой среди парламентских партий Эстонии. Центристы, опять-таки формально, «прописаны» по левоцентристскому адресу, то есть всё-таки чуть правее социал-демократов. Однако по факту до недавних пор именно партия Сависаара играла роль левого форварда, тем самым оказываясь «святее Папы Римского».

Фокус в том, что Сависаар, обладавший обострённым политическим обонянием, точно улавливал неприятие эстонским социумом, преимущественно состоящим из мелких и средних собственников, идей всеобщих liberté, égalité et fraternité*, при наличии, однако, интенсивного ожидания максимально большого количества благ от государства. Халявы, сэр… «Носорогу» удавалось реализовывать бесспорно, по факту, левые социальные программы, избегая левацкой терминологии и удачно маскируя свою деятельность умеренно-центристскими аксессуарами. Что в глазах остального эстонского истеблишмента выглядело более-менее прилично…

С восхождением на партийный престол Юри Ратаса произошло восстановление первичных партийно-политических признаков Центристской партии в соответствии с установками Альянса либералов и демократов за Европу, куда наши центристы входят (NB!) наравне с нашей же Партией реформ. Ратасу и его команде какое-то время удавалось держаться в этом русле, но партию продолжали раздирать внутренние противоречия, что не могло не привести к расколу. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда…

Для многих членов ЦПЭ предпочтительнее на этом фоне стала смена партбилета: как правило, местом новой прописки служат партии, входящие в коалицию, что даёт возможность активно участвовать в формировании политики и управления ею.

Конечно, находиться в оппозиции до некоторой степени выгодно: можно сколько душе угодно критиковать действующую власть, не стесняясь в выражениях и зарабатывая очки в глазах своей избирательской аудитории, ни за что реально при этом не отвечая и ничем не рискуя. Однако меняют партийную окраску преимущественно молодые политики, у которых в крови ещё действует адреналин, заставляющий искать возможностей для реализации более-менее амбициозных планов и более-менее честолюбивых замыслов.

Именно так свой переход в СДПЭ объясняет и Владимир Свет. И у нас нет весомых оснований ему не верить. К тому же пост министра, хоть и «без портфеля», во всех отношениях выгоднее, чем кресло вице-мэра, даже столичного. А где вы видели абсолютно бескорыстного политика? Это примерно то же самое, что мать Тереза — вождь племени людоедов…

Долгое эхо «неуместного азиата»

Впрочем, все эти соображения не заслуживали бы потраченного на их написание или прочтение времени, если бы не пикантная, хотя и вполне ожидаемая, реакция партии EKRE. Разумеется, её вызвал не на сам по себе переход Света из одной партии в другую — этим нынче даже самих народных консерваторов не удивишь. А вот реализованное при этом кооптирование русскоязычного политика в правительство нового состава — это, уж извините!..

Строго придерживаясь принципов политкорректности (любопытное, кстати, словцо — похоже, оно скоро полностью вытеснит из лексикона простую корректность), никто не акцентирует внимание на национальной принадлежности неофита от социал-демократии. Но зато уж ему по полной припоминаются опрометчивые высказывания шестилетней давности в связи с крымнашем и другими щекотливыми темами.

На самом деле, нечто подобное в нашей новейшей истории уже было. В 2019 году тогдашний член правления EKRE Руубен Каалеп, называвший себя «добросердечным человеком», который идёт в Рийгикогу, «чтобы спасти эстонский народ», был публично обвинён в симпатиях к Гитлеру. Почему сегодня нельзя кинуть похожую предъяву Владимиру Свету? Ну, не к Гитлеру, так к Путину — разница невелика. Так сказать, в целях достижения справедливости и для общего равновесия…

Но суть — совсем не в равновесии и справедливости. Вотум недоверия Свету как министру на сей раз провалился, но ещё не вечер. Очень хотелось бы ошибиться, но, боюсь, нынешний демарш EKRE, активно (я бы даже сказал — агрессивно) поддержанный стремительно набирающей популярность партией Isamaa, явно не подвержен тенденции к затуханию. И имеет внятно прочитываемые признаки посыла от наиболее консервативной части эстонского общества: как бы старательно русскоязычные политики ни демонстрировали свою лояльность, есть силы, которые хорошо видят истинное лицо этих политиков и помнят всё… Никто не забыт и ничто не забыто!

… В октябре 2018 года депутат Таллиннского городского собрания от EKRE Март Саарсо на очередном заседании столичного «парламента» назвал его тогдашнего председателя Михаила Кылварта «азиатом, которому не место в этом зале». Тогда Кылварт оставил этот расистский выпад без последствий, заключив с EKRE негласную сделку: своё молчание в обмен на поддержку при назначении мэра Таллинна. На этом фоне несколько искусственно выглядит нынешняя позиция центриста Вадима Белобровцева, который при голосовании в Рийгикогу присоединился к вотуму недоверия Владимиру Свету. Раз уж Юпитеру позволено, то отчего бы и другим не воспользоваться. А Юпитером следует считать того, к кому Фортуна повернулась лицом.

Но Фортуна — дама капризная, может повернуться и другим местом…

——————————————————

* Свобода, равенство и братство (фр.)


Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

«Просто погуглите» — Владимир Свет назвал преступления России

Министру Владимиру Свету инициирован вотум недоверия

Союз строителей инфраструктуры надеется, что министр Свет исправит плохую ситуацию с дорогами

EKREВладимир СветполитикаРуубен КаалепСоциал-демократическая партиятопЦентристская партия