Это к тому, что всякие случаются совпадения. Вот, скажем, вознамерился я посвятить очередной пост (в смысле текст) неадекватному отношению республиканских СМИ, включая и некоторые русскоязычные, к приграничной Нарве и её жителям. Но пока я намеревался, мой коллега и однофамилец Павел Иванов возьми да и выступи 9 мая по тому же поводу на портале RUS.ERR («Павел Иванов: пусти козла в огород, или Деликатные темы и охота за заголовками»). Между нами, Ивановыми, говоря, такое бывает…
Пересказывать содержание публикации, ясное дело, не буду, сами прочтёте, если ещё этого не сделали. Просто констатирую, что в данном случае (любя выражаться вычурно и фигурально, как поэт Иван Бездомный у Булгакова) я с Павлом согласен на все сто!
За Эстонию обидно
Мне всегда казалось, что эстонцы — народ пусть и не чрезмерно эмоциональный, но зато максимально рациональный. Точнее даже прагматичный. И в моём понимании нормальных человеческих взаимоотношений это полезнее, чем беспрестанно бить себя в грудь и заверять собеседника в готовности отдать ему последнюю рубашку. Как правило, таких любвеобильных друзей до гроба не оказывается и близко, как только возникает малейшая потребность в их хотя бы простой моральной поддержке.
Поэтому мне особенно досадно видеть, с каким удовольствием некоторые медиаканалы тиражируют фразы на русском языке, брошенные кем-то вскользь или вырвавшиеся случайно, или спровоцированные кем-то другим, но звучащие явно (чаще даже ярко) враждебно по отношению к эстонцам.
Да взять хотя бы ставшую уже пресловутой фразу, произнесённую на камеру не вполне вменяемым нарвитянином о его отношении к проводившимся здесь военным учениям. Не стану её повторять — просто чтобы не оказаться самому в рядах тиражирующих…
Всё это напоминает некий сверх меры жёлтый российский сайт (ей-богу, не помню названия, поскольку получаю его публикации по спаму на смартфон и не гружу свою память), периодически радующий аудиторию заголовками типа «Весь мир содрогнулся», «Вся Эстония плачет» и так далее в том же духе. А, «купившись» на броский заголовок, начнёшь читать, и оказывается, что содрогнулся мир двести миллионов лет назад от удара крупного метеорита, а Эстония плачет, потому что бензин опять подорожал на один цент за литр. Хотя для россиян один рубль (эквивалент центу) нынче тоже деньги…
Памятник не может дать сдачи
Особой арией в этой «опере» является вандализм. Причём он ведь может иметь не только прямое, но и, скажем так, опосредованное отношение к монументам и другим объектам памяти.
В своём недавнем посте я упоминал дискуссионную передачу «Эпицентр» на канале ETV+ (эфир от 7 мая), не вдаваясь в анализ программы. Не моё это дело — проводить «разбор полётов» своих коллег по цеху.
Однако один эпизод запомнился мне особо, о чём и хочу упомянуть. Тем более что речь не о профессиональном уровне и качестве самóй передачи, а об определении, которое употребил один из её участников, член Рийгикогу Раймонд Кальюлайд, назвавший традицию здешних русскоговорящих жителей собираться 9 мая возле Бронзового солдата на Тынисмяги (до 2007 года) странностью этих людей.
Отсюда вполне понятно, почему нынче, после самóй даты, уже 11 мая, когда, казалось бы, страсти улеглись и все, включая полицию и КаПо, вздохнули с облегчением, вандализм поднял-таки голову, и несчастному обелиску снова «попортили фасад»…
Всё-таки не совсем логично, что парламентарий, благодаря голосам в первую очередь тех самых избирателей со странностями занявший удобное кресло во дворце на Тоомпеа, а до этого несколько лет возглавлявший управу района Пыхья-Таллинн, сегодня отзывается о своём электорате с эдакой снисходительно небрежной улыбкой.
Впрочем, может быть теперь, когда он уже напрочь расстался с центристами, давшими ему оба мандата, и состоит в Социал-демократической партии, ему больше не интересны голоса русскоязычных избирателей. А если на ближайших муниципальных выборах снова выйдет в лидеры Центристская партия?..
И вообще: как же быть с прагматизмом? Я не постигаю, для чего средствами массовой информации так культивируется в эстоноязычной аудитории негативное отношение к жителям Ида-Вирумаа и к более чем одной трети населения столицы, чьим родным языком не является эстонский. И те, и другие — неотъемлемая часть народа Эстонии, вообще Эстонии как этнокультурного целого и как субъекта международного права. Зачем плодить недругов (не хочется употреблять более жёсткие эпитеты)?
Или это действуют пресловутые суицидальные наклонности, которые — если верить статистике — особенно распространены у народов Северной Европы? Хорошо бы брать с них пример в других областях. Например, в толерантности…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме: