Вячеслав Иванов: О докторе нашем замолвите слово…

И не о докторе вообще, это уж слишком абстрактно, а именно о нашем. Раньше их называли, на мой взгляд, суховато бюрократически: участковый терапевт. Сегодня применяется более интимный термин: семейный врач. Почти домашний...

Тема, конечно, далеко не оригинальная, можно даже сказать, что затёртая до дыр; на глобально-политическое или хотя бы просто судьбоносное значение не тянет. Как принято выражаться, не писал о ней только ленивый. То есть как раз именно я, поскольку матушка моя, Царствие её небесное, частенько говаривала, что лень вперёд родилась. То есть моя лень — вперёд меня. Приходится исправлять врождённое увечье.

Так лечить или обслуживать?

Только давайте сразу договоримся: никаких сенсаций, никаких «убийц в белых халатах» и прочих Франкенштейнов вкупе с Альцгеймерами и Паркинсонами. Хотя без двоих последних нынче и трудно обойтись, но не будем зависать на отдельных личностях. И вообще — без каких бы то ни было конкретных фамилий, адресов или дат.

Это не значит, что все дальнейшие рассуждения высосаны из пальца или иных частей тела. Просто речь пойдёт не столько об отдельных персонах, сколько о более-менее типичных явлениях, обусловленных самóй системой оказания медицинских услуг.

С ходу заостряю ваше внимание на, по-моему, ключевой, фразе. Раньше это называлось лечением; любители высокой словесности употребляли термин врачевание. Нынче — медицинское обслуживание. Равно, кстати, как и оказание образовательных услуг. Но это уже другая песня… Но просто примем к сведению.

Как известно, сегодня каждый из нас является (или, по крайней мере, считает себя) безусловным экспертом как минимум в трёх областях: это медицина, образование/педагогика и метеорология.

Что касается третьей из них, то и флаг нам всем в руки, и ветер в спину, и семь футов под килем, и т. д., и др., и пр. Воспитание/обучение пока вообще оставим в сторонке. А вот о медицине потолкуем.

Судя по публикациям в СМИ, едва ли главная проблема в данной сфере — это острая нехватка врачей-специалистов. Притом схема попадания к ним на приём — и это вовсе не бином Ньютона — уже сама по себе мало напоминает классическую систему обслуживания, говоря проще, сервиса.

Допустим, мне нужно попасть в авторемонт. Есть два варианта: либо прибыть в мастерскую на своём драндулете явочным порядком; либо, если это не катит, записаться на приём посредством телефона или интернета. Но при этом мне совершенно не нужно промежуточное звено-посредник в лице «семейного автослесаря».

Но, чтобы удостоиться визита, скажем, к кардиологу, или «ухо-горло-носу», или там к офтальмологу, я должен заручиться направлением от своего семейного врача, к которому, между прочим, тоже ещё нужно предварительно записаться — тем же явочным порядком или с помощью «искусственного интеллекта» (каковым сегодня уже называют обычный автоответчик, но это — ладно!..).

Теперь представьте себе картину, встречающуюся сплошь и рядом. Ваш (мой и т. д.) семейный врач болен. Или в отпуске (включая т. н. декретный — дело житейское, но это уже не на один год)… Или в командировке, или вообще помер — упаси, Господи!

И что?! А то! Как афористично формулировал радикальное решение медицинской проблемы попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника из гоголевского «Ревизора»: «О! насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает».

Ну, насчёт языка — это я так, чтобы не рвать цитату на середине…

Тот здоровеньким умрёт…

Как ни парадоксально, но при всех заморóчках подобного рода средняя продолжительность жизни у нас продолжает расти. Если не фиксироваться на разнице в цифрах отдельно среди женщин и мужчин, которая составляет без малого десять лет, то по этому показателю (в среднем примерно 79 лет) Эстония превосходит все постсоветские страны, включая соседей по Балтии.

Но при этом количество оставшихся лет здоровой жизни (прелестный статистически-бюрократический сленг, не правда ли?) сократилось в 2023 году, по данным Департамента статистики, на 1,2 года. На самом деле, как показывает практика, увеличение продолжительности жизни и улучшение качества жизни не обязательно являются синонимами.

Получается, что само по себе продление срока жизни обусловлено не столько улучшением системы здравоохранения, сколько совершенствованием лекарств и медицинской техники, включая всё более часто применяемые имплантаты, трансплантаты, кардиостимуляторы и другие заменители органов.

Но, как видно из той же статистики, это отнюдь не гарантирует, что «дольше» — обязательно значит «здоровее и лучше». Правда, непосредственно семейные врачи здесь ни при чём. Они добросовестно (в абсолютном большинстве своём) делают своё дело. И не их вина, что усердные бюрократы внедрили нынешнюю систему.

…С другой стороны, не будь этого дополнительного фильтра, то пациенты так и ломанулись бы стихийно ко всем без разбора докторам-специалистам! А для чего тогда бюрократия?..

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Толстиков: Сто дней до приёма (врача-специалиста)

Готовы ли жители Эстонии платить за визит к врачу — опрос

Попасть к врачу поможет «поисковик времени»

здоровьемедицинапродолжительность жизнисемейный врачтопЭстония