А ведь расчёт был таким верным — как говорилось в некогда популярной телерекламе: «С точностью до миллиметра». Одним выстрелом убиваются сразу как минимум два зайца. Окончательно переходит в разряд миноритарных центристская фракция в Рийгикогу, а главное — не надо будет дожидаться очередных выборов в местные самоуправления, до которых ещё больше года. Как пишет по этому поводу еженедельник Eesti Ekspress: «Несколько месяцев оппозиция [в столичном городском собрании] жила с осознанием того, что в конце марта в горсобрание вернётся бывший член Центристской партии, нынешний социал-демократ Андре Ханимяги. Это создало бы ситуацию, когда реформисты, соцдемы, Isamaa и Eesti 200 имели бы вместе 40 мандатов против 39 у Центристской партии и EKRE».
Сложившийся на сегодня расклад выглядит с точностью до наоборот…
Где жёстко, там и рвётся
А всего и делов-то — недавно сменившая партийную прописку с центристской на реформистскую Мария Юферева-Скуратовски не смогла преодолеть инерцию перемены локации и поменяла заодно и местожительство. Да ладно бы само по себе место: закон не возбраняет жить где угодно. Но тот же закон становится неуступчиво строгим, когда речь заходит об официальной записи в Регистре народонаселения.
А в том-то весь и фокус, что перешедшая от центристов к реформистам депутат Юферева-Скуратовски изменила свои данные в Регистре народонаселения, и её официальное местожительство теперь не в Таллинне. А раз так, то извольте положить свой депутатский мандат на стол! Поскольку, как гласит dura Lex, он же sed Lex1, если депутат волостного или городского собрания переезжает жить в другое место, то он теряет депутатский мандат по прежнему месту жительства.
Причём, подчёркивается в законе, отстранение от работы в муниципальном собрании в связи с переменой места жительства является окончательным, а не временным.
Сама виновница торжества прокомментировала случившееся со стоической самокритичностью: «Это была человеческая ошибка. Повернуть назад уже нельзя, так как запись появилась в регистре. Жёсткая история».
Ошибаться тоже надо умеючи
Уточним. Закон о выборах в собрания местных самоуправлений гласит: «Каждый гражданин Эстонии и гражданин Европейского союза, имеющий право голоса, достигший к последнему дню регистрации кандидатов 18-летнего возраста, постоянное место жительства которого находится в соответствующей волости или городе по состоянию не позднее, чем на 1 августа года выборов, имеет право баллотироваться в качестве кандидата».
Четырьмя пунктами выше уточняется, что «[постоянным] местом жительства кандидата считается место жительства, данные об адресе которого внесены в Регистр народонаселения Эстонии (далее регистр народонаселения), и находится в соответствующей волости или городе2».
Заметьте: нигде не сказано, что кандидат или избиратель, как и действующий депутат, обязан проживать по тому адресу, который внесён в Регистр народонаселения.
Нет смысла перечислять здесь и сейчас имена тех депутатов всех уровней, фактическое место проживания на данный момент не совпадает с тем, которое указано в упоминавшемся регистре. Думаю, не ошибусь, если, исходя из публикаций в различных СМИ за последние три-четыре года, таковых по всей республике насчитается как минимум несколько десятков, а то и сотен.
…Послужной список Марии Юферевой-Скуратовски выглядит достаточно внушительно. С 2019 года работает в высшем законодательном органе страны; с 2012 по 2015 годы служила в Таллиннской городской канцелярии специалистом по массмедиа. В 2015–2017 годах занимала пост старейшины столичного района Ласнамяэ.
А теперь скажите, можно ли считать профессионально пригодным политика, преодолевшего такую впечатляющую карьерную лестницу, но при этом не знающего, как, не нарушая закон, сохранить свой мандат при смене партийности и места проживания?
Ни секунды не сомневаюсь, что, принимая судьбоносно трудное и ответственное решение о выходе из одной партии (Центристской) и вступлении в другую (Реформ), Мария Юферева-Скуратовски руководствовалась в высшей степени бескорыстными соображениями, ориентируясь исключительно на идейные и морально-ценностные критерии.
Но ведь Партия реформ, которая с момента своего возникновения позиционирует себя в качестве партии прагматиков и жёстких реалистов, не могла же не иметь на неофита (неофитку?) каких-то корыстно-практических видов. Хотя бы тех, о которых упоминается во втором абзаце предлагаемого читателю текста. Однако после допущенной ею человеческой ошибки мандат депутата Таллиннского горсобрания (о необходимости владеть которым так много говорили реформистские лидеры), снова оказывается в кармане Центристской партии.
Такой вот упс!
Хотя… Можете, конечно, считать меня неисправимым идеалистом, стремящимся выдать желаемое за действительное, но есть во всей этой жёсткой истории некий привкус, позволяющий с внезапным озарением воскликнуть: а не имеем ли мы тут дело с засланным казачком?!
То есть не является ли «грубая ошибка» и «невероятный ляп», допущенные Марией Юферевой-Скуратовски (по версии большинства СМИ), на самом деле результатом тонко задуманной и мастерски осуществлённой игры центристов, «операцией под прикрытием», призванной разрушить коварные планы Партии реформ по условно-досрочной смене власти в городе Таллинне?
Тогда заголовок следует переиначить: «Ошибка резидента».
…Впрочем, при любом раскладе команда Михаила Кылварта получила, просто как подарок, ещё одну — надо надеяться, достаточно длительную — паузу для перегруппировки сил и выработки тактически, а может быть, и стратегически эффективных решений.
Удачи им в этом!..
————————————
1 Dura Lex, sed Lex — Суров Закон, но это Закон (лат.)
2 Неофициальный перевод с эстонского.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Из центристов в реформисты: Юферева-Скуратовски сменила партию
Рийбе: Партия реформ готова включить EKRE и в правящую коалицию Эстонии?
Миллиард евро в бюджет и борьба с «перебежчиками» — Лаатс стал главой фракции центристов в…