Пять из шести парламентских партий, пишет портал ERR, готовы лишить российских и белорусских граждан права голоса, однако и в этом лагере нет полного согласия.
А ведь монтёр Мечников из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова предупреждал: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». А какое же это полное непротивление, когда немалая часть политиков настаивает на том, что отстранить от выборов необходимо не только граждан означенных государств, как это говорится в согласованном проекте, но и жителей страны из числа неграждан. Как говорится, если уж делать, то по большому…
Рубить хвост сразу или по частям?
В принципе, законодателей понять можно. Всё-таки речь идёт о Конституции, то есть документе, уже в название которого заложено понятие константы — постоянной и неизменяемой величины. Всё ж таки как-то надо поаккуратнее, помягче, понежнее… Не с плеча рубить, а постепенно, частями…
Примерно так выглядит недавний комментарий председателя фракции Партии реформ Ынне Пиллак «Актуальной камере»: «После второго чтения [запланированного на 25 февраля] выяснится, возможно ли сделать ещё один шаг и установить некий переходный период, в течение которого лица без гражданства сохранят право голоса. Это означает, что через несколько лет голосовать смогут только граждане Эстонии и стран Евросоюза. Такой вариант здесь депутаты и руководители фракций обсуждают, но пока это просто обмен мнениями, переговоров в полном смысле слова на эту тему ещё не было».
Имеется в виду внесённая оппозиционными фракциями Isamaa и EKRE поправка, по которой возможность голосовать потеряли бы одновременно как граждане России и Белоруссии, так и обладатели серых паспортов. Как известно, конституционная комиссия Рийгикогу эту поправку на днях «зарубила». Но сама идея по-прежнему жива и циркулирует в парламентских кулуарах. Дальнейший ход событий во многом зависит и от действий оппозиционных депутатов, без которых не удастся собрать необходимое для изменения Конституции количество голосов (4/5 от общего числа).
В связи с этим председатель фракции Isamaa Хелир-Вальдор Сеэдер может позволить себе несколько кокетливый тон: «Насколько я понимаю, правящие партии пытаются найти какой-то новый компромисс внутри коалиции. Но пока его нет, и, видимо, поэтому с оппозицией на сей счёт никаких переговоров ещё не было».
Тем временем «отечественники» обещают сразу после второго чтения опять внести только что отвергнутую конституционной комиссией поправку, которая гласит, что право голоса на выборах есть только у граждан Эстонии. Это нарушает планы коалиции, предусматривающие оставить таковое право за гражданами стран — членов ЕС, НАТО и Швейцарской Конфедерации.
Зато фракция консерваторов готова хоть сейчас согласиться на переходный период для серопаспортников, о чём с нордической прямотой заявил председатель EKRE Мартин Хельме: «Да, такой компромиссный вариант с нами обсуждали, и в принципе мы согласны с таким решением. Для нас главное, чтобы право голоса неграждан не было записано в Конституции».
Однако все эти книксены, реверансы и прочие хореографические подробности, как бурный прибой — о волнолом, разбиваются о довольно жёсткую позицию входящей в правящую коалицию Социал-демократической партии. Её лидер, он же — глава одной из главных силовых (не случайно же!) структур республики Лаури Ляэнеметс однозначно артикулировал эту позицию: «Ранее в правительстве было достигнуто соглашение о том, что лица без гражданства сохранят право голоса и на ближайших выборах, и в дальнейшем. Компромисс в коалиции достигнут, и отменять его не будем».
Тем не менее как партнёры по коалиции, так и представители оппозиции не теряют надежды, что рано или поздно социал-демократы, как уже бывало, уступят давлению и поддержат предложение парламентских ястребов лишить права голоса не только граждан России и Беларуси, но и людей с неопределённым гражданством.
Узнаю я их по голосам…
Одним из наиболее пикантных моментов разгоревшейся битвы мнений является то обстоятельство, что в пылу дискуссии как-то затушевалась главная причина, а не повод, во что бы то ни стало срочно изменить Конституцию. На самом деле, похоже, нынешняя акцентированная риторика о гипотетическом усилении путинского влияния через голосующих на муниципальных выборах граждан России (а заодно и Белоруссии) — только способ как-то компенсировать ту неловкость, которую допустил три месяца назад достаточно влиятельный представитель коалиции, член конституционной комиссии Рийгикогу Эдуард Одинец (Социал-демократическая партия).
Портал ERR 1 ноября процитировал на своём сайте слова этого политика: «В любом случае сроки, в которые наши партнёры по коалиции пытаются изменить Конституцию, неразумные. Мы понимаем, что такое изменение Конституции и лишение большой части избирателей прав голосовать — это попытка влияния на электорат, а значит, и на результат выборов».
Тогда, помнится, эту позицию поддержали центристы, напомнившие слова бывшего генерального директора КаПо Арнольда Синисалу, который не считает подобный законопроект удачным решением для усиления безопасности в стране.
Если перевести все эти эвфемизмы на нормальный язык, то можно уложиться в пару фраз. После того, как центристы потеряли власть в крупных регионах, включая Таллинн, «бесхозными» оказались десятки тысяч голосов лиц без гражданства и граждан не шибко дружественных Эстонии стран.
Бороться за влияние на членов этого электорального сектора, перетягивая их на свою сторону, слишком хлопотно, а результаты сомнительны: если делить на всех — и коалицию, и оппозицию, то овчинка выделки не стоит; а заполучить убедительное большинство этих избирателей какому-то одному из оставшихся на поле игроков вряд ли получится. Проще вообще отсечь этот контингент от избирательных урн.
Так что ищи, кому выгодно…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
В Рийгикогу обсудили право голоса граждан РФ и Беларуси на местных выборах
Ограничивающий избирательное право законопроект отправлен на второе чтение
Борис Тух: Если очень хочется, то можно переделывать конституцию под себя