Вы абсолютно правы: я исхожу из другого знаменитого афоризма, который гласит, что мечтать не вредно. Но, согласен, не до такой же степени! Хотя кто ж её, эту степень, возьмётся с точностью определить? На взгляд того же правительства, похоже, эти культуртрегеры уже зарвались. Получают, понимаешь, базовую ставку 1600 евро и ещё недовольны… Хотя, как считает председатель правления Театрального союза Герт Раудсеп, чьё мнение публикует ряд республиканских СМИ, «за последние более чем 20 лет бюджет Министерства культуры сократился почти вдвое по отношению к госбюджету. Таким образом, культура последовательно урезалась. Также мы не получили свою долю от экономического роста, который наблюдался какое-то время. Всегда находились причины, почему финансирование культуры не должно увеличиваться „в знак солидарности“ с остальным обществом, даже во время экономического подъёма».
Но отношение осталось
В советское время практиковался так называемый остаточный принцип финансирования культуры. То есть на всё, что так или иначе было связано с культурой, начиная от строительства и ремонта зданий целевого назначения и заканчивая зарплатами артистов, художников, музыкантов et cetera, деньги выделялись из тех сумм, которые оставались после делёжки бюджетных средств между всеми остальными (как считалось — более важными) отраслями. Правдивее сказать — не «которые оставались», а если оставались…
Такой вот любопытный у нас получается казус: строй поменялся, и давно уже (тридцать с лишним лет) у власти находятся, периодически сменяя друг друга, представители разных политических партий, которые, при всех своих идеологических различиях, единодушно клянутся, что главная их цель и задача — бережно сохранить и приумножить эстонскую культуру… А принцип остаточного финансирования по-прежнему живёт и даже процветает.
Но что ещё более любопытно, так это феномен, о котором сегодня уже почти совсем не вспоминают; во всяком случае — ни в одной публикации на эту тему (а их всего и было-то с гулькин нос) ни словом не упоминается. А феномен этот заключается в том, что именно с протестной акции работников культуры фактически начался путь Эстонской ССР к государственному суверенитету. Это уже после неё были и Народный фронт Эстонии, и Балтийская цепь (Балтийский путь), и Поющая революция…
С чего начинается независимость
Как в Библии — в начале было Слово. Точнее, объединённый Пленум творческих союзов Эстонской ССР (1–2 апреля 1988 года), сказавший своё слово в общесоюзной перестройке — Обращение к ЦК КПСС, президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров, в котором был поставлен вопрос о необходимости экономической и культурной самостоятельности Эстонии.
Собственно, назвать это, рутинное по форме, протокольное мероприятие протестной акцией можно с изрядной долей условности. Причём, я бы сказал, двойной условности.
С одной стороны, это действительно было просто очередное, как положено по уставу, заседание правлений творческих объединений, какими были тогда Союзы художников, театральных деятелей, писателей и композиторов.
А с другой: два дня напряжённой работы, и в итоге — сенсационные по тем временам выступления деятелей культуры, вызов всей устоявшейся системе, что широко раздвигает рамки понятия «акция». Это на самом деле было событие, равного которому в послевоенной истории СССР найти практически невозможно.
Есть ещё один нюанс, который придаёт описываемому факту особое звучание. Заседания пленума проводились в том же зале, где сегодня заседает парламент Эстонской Республики — Рийгикогу. А до того здесь же проводились пленарные заседания высших органов власти Эстонской ССР.
Показательно, что здесь же, буквально за пару недель до объединённого пленума творческих союзов, проходил последний (в буквальном смысле) съезд журналистов Эстонской ССР. Главным его итогом стал полнейший «одобрямс» всех, какими они ни были, решений родной коммунистической партии и советского правительства. На этом фоне особым контрастом прозвучали здесь же спустя несколько дней выступления лидеров общественного мнения: Леннарта Мери (через три года ставшего первым президентом восстановившей свою независимость Эстонской Республики), Пауля-Ээрика Руммо, Энна Пыльдрооза, Лепо Сумера, Хейно Кийка, Хандо Руннеля, Яана Каплински, Хейнца Валка, Андреса Лангеметса, Юри Аррака, Рейна Вейдеманна, Ирины Рауд, Айли Аарелайд-Тарт, Ике Волкова, Арво Валтона, Тыну Тепанди и других общепризнанных авторитетов в области культуры.
…Я никого ни с кем не сравниваю и ни к чему не призываю. У каждого времени — свои герои, свои стандарты, свои ценности. И может быть даже, урезав или хотя бы заморозив зарплаты артистам, обретшая и укрепляющая свою независимость Эстония сможет нарастить государственную обороноспособность и решить другие социальные, политические и экономические проблемы, стоящие сегодня перед нашим обществом. А всё-таки будет жаль, если наши театры потеряют Реймо Сагара, Александра Кучмезова и десятки других талантливых артистов, составляющих поистине золотой фонд эстонской культуры, — только потому, что в ней прижился порочный принцип остаточного финансирования…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Культура правительству не важна? В Таллинне состоялась немая акция протеста