Вячеслав Иванов: Пригожин всегда пригодится

Не исключено, что когда вы будете читать эти строки, ситуация поменяется, и никто не знает — в какую сторону. Так что не будем гадать ни на кофейной гуще, ни на внутренностях жертвенных животных. Как говорят в Одессе: будем посмотреть…

Один из явно позитивных результатов спектакля (по определению политолога Кармо Тюйра) с участием бойцов ЧВК «Вагнер» и Евгением Пригожиным в главной роли заключается в том, что этот мятеж — неважно, настоящий или фальшивый — резко повысил градус общественного интереса к войне в Украине.

Сумбур не вместо чего-то, а вместе с чем-то

Следует признать, что шестнадцать месяцев боевых действий на территории фактически прародины нынешней России изрядно притупили в общественном сознании на локальном и международном уровнях былую остроту оценки событий. Война одного родственного народа против другого приобрела признаки рутины, чего-то привычного. Да, с признанием трагического смысла происходящего, но при этом не обязательно умышленным, однако с таким «по-человечески» понятным стремлением дистанцироваться от ужасов действительности, спрятать голову в песок.

Подобная рутинная пассивность на руку Путину: не поучилось «маленькой победоносной» — примите затяжную, вялотекущую. То есть это для стороннего обывателя-наблюдателя вяло, ну так на него и рассчитано: мол, не надо волноваться — одной войной больше, одной меньше…

Хотел ли этого сам Пригожин (точнее, этого ли хотел), но его «марш справедливости», замышлявшийся как замах на рубль, закончился ударом на копейку, но всё-таки пробудил глубинные пласты общественного сознания.

Владимир Путин и Евгений Пригожин в 2010 году. Фото: Government of the Russian Federation (archive.government.ru)

 

Диапазон оценок и версий случившегося охватывает 360 градусов окружности, а состав участников дискуссии — пожалуй, что и все 720, хотя педанты и скажут, что столько не бывает. Но будем считать, что окружность пройдена дважды.

Самое забавное, что хотя высказываемые мнения нередко противоречат друг другу, иногда — диаметрально, однако в сегодняшней России возможна реализация не только какой-то одной группы сценариев, но даже их всех сразу. Потому что умом Россию, как известно, не понять.

В своё время сталинская пропаганда обозначила творчество Дмитрия Шостаковича как сумбур вместо музыки. Назвать происходящее сейчас на пространстве «от Москвы до самых до окраин» сумбуром вместо политики — значит не назвать никак. И при этом возникает твёрдая уверенность, что вот именно в данный момент масса любителей ухи ловят в этой мутной воде такое количество «рыбки», которого рядовому нормальному человеку просто не представить себе. Кто и когда окажется при этом ловцом, а кто — добычей, тут уж как кому карта попрёт…

Российский бунт — бессмысленный и …?

Один из высказываемых прогнозов развития событий — отставка министра обороны Шойгу. Разбираться, чем Сергей Кужугетович так насолил Евгению Викторовичу, нет у нас сейчас ни времени, ни особой охоты.

Однако не исключена возможность, что высшее командование ВСР уже давно вызывает недовольство лично Верховного Главнокомандующего тем, что никак не может справиться (точнее — расправиться) с непокорной Украиной. Хотя Путин, в свойственной ему манере, никогда не высказывал подобных оценок открыто. Так ведь чекист всегда чекист…

А вот воспользоваться случаем и, наконец, избавиться от уже изрядно всем надоевшего «фанерного маршала» (прозвище прилипло к Шойгу после того, как он ко Дню победы организовал показательное взятие Рейхстага, сделанного из фанеры) — на это Путин вполне может пойти. Повод вроде бы уважительный: дабы избежать гражданской войны.

Хотя, с другой стороны, уже, кажется, и без того договорились: уголовное дело против Пригожина и его соратников возбуждать не будут и даже дадут возможность уйти в Беларусь. С глаз долой — из сердца вон. Хлопот от этого «повара» уже по самые ноздри. Тем более что к бойцам ЧВК у российской власти претензий нет — так сказал сам председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов…

А какой резон бацьке Лукашенко привечать у себя опального (всё-таки измена родине, хотя и без криминального преследования) мятежника? Но у Александра Григорьевича иногда возникают такие неожиданные интересы. Отчего бы, скажем, не обзавестись ему дополнительной личной гвардией, прошедшей боевое крещение, укомплектованной профессионалами? Частная безопасность, знаете ли, лишней не бывает…

Фото: wagner2022.ru

 

И всё равно вся эта история пахнет фарсом. Хотя, пожалуй, те, кто сегодня торопятся покинуть Россию (а в ленте новостей одно из главных мест занимают сообщения о массовом отъезде за рубеж представителей российской политической и бизнес-элиты и о кратном повышении цен на авиабилеты в ещё открытые для россиян столицы соседних государств), фарсом происходящее не склонны считать.

Назвать такой результат «вагнеровского» мятежа положительным язык не поворачивается. Но всё-таки это лучше, чем дожидаться реализации последних слов пушкинского афоризма про русский бунт — бессмысленный и беспощадный.

…А тут к месту придётся цитата известного российского политика, учёного и публициста Вячеслава Никонова — автора проекта «Русский мир», в рамках которого исследуется работа Пушкина над историей пугачёвского восстания: «Зачинщики бунта [яицких казаков в январе 1771 года] наказаны были кнутом; около 140 человек сослано в Сибирь; другие отданы в солдаты (NB все бежали); остальные прощены и приведены ко вторичной присяге. Сии строгие и необходимые меры восстановили наружный порядок; но спокойствие было ненадёжно. „То ли ещё будет! — говорили прощёные мятежники, — так ли мы тряхнём Москвою“»…

Типун на язык!

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Канцлер Всевиов: Российская агрессия не может увенчаться успехом

Хаависто: Развязанная Россией война в Украине может длиться годами, эскалация маловероятна

Рийгикогу требует привлечь к ответственности виновных в преступлении агрессии против Украины

Александр ЛукашенкоБеларусьВладимир ПутинвойнаЕвгений ПригожинРоссиятоп