А что вообще это было? Вопрос не праздный, потому что лёгкость, с которой на скандал повелись все персонажи, заставляет не просто недоумевать, но и насторожиться. Кризис власти — это всегда неприятно, но в тот момент, когда разом обострились застарелые хронические болезни (рост расходов на оборону, связанные с этим налоги и в итоге — ускорение инфляции; плюс церковный конфликт и так далее), он становится особо опасным. И то, что кризис случился на городском уровне, ничуть ситуацию не спасает, если учитывать, какой это город. Его, мягко говоря, близость к пороховой бочке по имени Тоомпеа делает прецедент исключительно вредным.
В принципе, это могло быть буквально всё. Это могла быть чья-то интрига. Это мог быть сговор. Кого с кем? Да в нашем серпентарии кого угодно с кем угодно, одновременно и по очереди, группами и поодиночке… В конце концов, это могло быть простое до идиотизма случайное стечение обстоятельств, во что хочется верить всеми силами, но не верится — от слова «вообще»…
Если это спровоцировано центристами, по странному совпадению вóвремя опубликовавшими свою прокламацию об упразднении платы за место в детском саду, то Железный Эдгар может спать спокойно: его ученики достигли уровня Мастера. Хотя на самом деле такой вариант маловероятен: слишком сомнительна была реальная готовность реформистов и/или Isamaa поддержать вотум недоверия мэру, инициированный в городском собрании двумя партиями-париями (EKRE и центристами).
А был ли пакт-то?
Меня терзают смутные подозрения, что всей подноготной этого кризиса мы так никогда и не узнаем. Никаких документов типа секретного протокола к пакту Молотова-Риббентропа, скорее всего, просто не существует. Да и не надо. В конце концов, восторжествовал всё-таки здравый смысл (кто бы мог подумать). Надолго ли? Вопрос интересный. Но в данном случае праздный.
Потому что сейчас всё забивает подготовка к выборам местных самоуправлений. Согласно сложившейся системе, они становятся если не «прогоном», то как минимум генеральной репетицией перед парламентскими выборами. И у всех партий, будь то коалиция или оппозиция, возникает проблема: как увеличить свой электорат за счёт русскоязычных избирателей. Хотя, конечно, этот контингент не самый многочисленный, но при голосовании ни один опущенный в урну бюллетень лишним быть не может по определению.
В этих муниципальных выборах последний раз право голоса предоставляется лицам без гражданства, что никак не повлияет на итоги выбров-2027, но даёт шанс партиям и отдельным политикам протестировать свои ресурсы и нарастить мускулы перед решающими схватками.
Известно, что для наших (в самом общем смысле слова) избирателей главным фактором, помогающим принять решение — за кого голосовать, традиционно является отношение не к политической платформе партии, а к личности выдвигаемого ею кандидата.
С этой позиции неплохой, хотя и очень популистский ход делает действующий мэр Евгений Осиновский, предлагая отменить выплачиваемое бывшим мэрам пособие из городской казны в размере тысячи евро в месяц, начиная с самогó себя (когда он перейдёт в категорию «бывших»). Образно говоря, ставит точку… на себе?
Вообще-то такой шаг был бы гораздо более актуальным и полезным для людей, когда обсуждался вопрос о сокращении или упразднении детских пособий и иных форм помощи малоимущим семьям.
Впрочем, и у других партий есть шансы выставить проходные кандидатуры в качестве локомотивов для своего списка. Даже у Партии реформ, которая, согласно последнему по времени опросу, проведённому фирмой Norstat (охватываемый период с 16 июня по 7 июля), пользуется поддержкой всего 14,7 процента жителей столицы, имеющих право голоса. То есть в два с половиной раза меньше, чем у центристов (37%). Но этот результат может быть улучшен, если реформисты сумеют эффективно использовать свою «тяжёлую артиллерию» в лице, например, министра обороны Ханно Певкура.
Это единственный член Партии реформ, в течение нескольких лет стабильно, за редчайшими вкраплениями других имён, занимающий верхнюю строку в «прайс-листе» самых популярных политиков по результатам опросов, проводимых самыми разными социологическими компаниями.
Это самый адекватно мыслящий и действующий, самый вменяемый из всех функционеров высшего звена. Единственный в этом сегменте власти, кто не стесняется при необходимости общаться с журналистами и аудиторией на русском языке.
Правда, ключевое слово: при необходимости, каковая в последнее время возникает всё реже. Это не оценка по шкале от вселенской скорби до безграничного ликования, а просто констатация факта.
Сбылись (правда, пока ещё не на все сто, как говаривал поэт Иван Бездомный, любивший выражаться вычурно и фигурально) грёзы и пророчества глашатаев эстонской перестройки: «нынешнее (то есть тогдашнее) поколение здешних русских через двадцать лет будет свободно говорить по-эстонски».
Прошло уже тридцать с лишним лет, и хотя темпы роста числа эстоноговорящих русскоязычных впечатляют не очень, но процесс всё-таки идёт. Ну, ещё лет двадцать, и тогда…
Беда в том, что эстонские политики очень сильно недооценивают силу надежды своих иноязычных земляков на традиционные авось и небось. Тогда, в конце 80-х, начале 90-х, много русских покинули Эстонию. И у политиков из числа «титульных» возникло и укоренилось ошибочное впечатление, что так и будет продолжаться.
Шли годы, смеркалось. Эмиграция русских по факту прекратилась. Но расчёт на неё в среде политиков, социологов и экономистов-теоретиков остался. А зря. Мы народ терпеливый и неприхотливый. Если потребуется, можем и по-эстонски сказать: «Andke palun kaks kilo kartuli»*. Нам ведь много не надо: главное, чтобы хлеб был белым, а икра, чёрт с ней, пусть будет чёрная. А называть нас можно хоть горшками – только в печь не сажать.
…Есть мнение, что окончательное и бесповоротное торжество эстонскости (eestlus) в отдельно взятой стране — не за горами. Вот только где эти горы?..
—————————————————
* Дайте, пожалуйста, два кило картошки (эст.)
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Осиновский официально предложил реформистам вернуться в коалицию, те согласились
Реформистов вернули на ключевые посты в Таллинне
Вотум недоверия мэру Таллинна Евгению Осиновскому ожидаемо провалился