Вячеслав Иванов: Рейтинги партий — от перемены мест слагаемых…

По последним данным социологической фирмы Norstat (агрегированные результаты еженедельных опросов общественного мнения за месяц, в период с 8 мая по 1 июня, когда были опрошены около 4000 граждан Эстонии в возрасте от 18 лет), оппозиционная партия Isamaa продолжает оставаться самой популярной политической силой страны.

В принципе, эта тенденция вполне закономерна: находясь в оппозиции, легче всего завоёвывать симпатии избирателей, поскольку можно без оглядки критиковать конкурентов, стоящих у власти, самим ни за что не отвечая. В глазах рядового жителя страны всегда прав тот, кто ругает правительство. Общий результат опроса является хрестоматийной иллюстрацией данного принципа: партии правящей коалиции (реформисты, Eesti 200 и соцдемы) суммарно поддерживают 39,2% респондентов, а оппозиционные (Isamaa, EKRE, Центристская партия) — 54,3%. Но суммарно — оно и есть суммарно. Тогда как на уровне отдельных «составляющих» возникают колебания, не вписывающиеся в классическую формулу.

Перестройка на марше

В данном случае имеется в виду не псевдоним горбачёвских реформ, а перестройка в самом элементарном понимании этого слова: смена мест в рядах марширующих. И если «отечественники» лидируют в опросах общественного мнения достаточно долго и прочно (им отдают свои симпатии 27,3% граждан, имеющих право на участие в парламентских выборах), то на втором месте так же стабильно остаётся правящая Партия реформ (18,9%).

Правда, на третьем месте снова оппозиционеры (Консервативная народная партия — EKRE, с 15% симпатизантов), но если при этом поддержка Isamaa сохраняется на уровне 27-28% с начала апреля, то вот популярность EKRE за пять недель снизилась на 3,8 процентных пункта. Тогда как поддержка Партии реформ стабильно остаётся близкой к 19% в течение последних четырёх недель.

Иными словами, выясняется, что для завоевания симпатий недостаточно одной лишь ругани в адрес власть предержащих. И в рассматриваемом случае общий перевес популярности оппозиции достигается усилиями одной политической силы — партии Isamaaa, уверенно наращивающей мускулы в битве за избирателей. В  то же время оба их потенциальных партнёра — EKRE и центристы — силу теряют…

Само по себе это явление, видимо, следует признать позитивным. По крайней мере, в отношении EKRE. Значит, в мнении электората преобладают не просто протестные, а конструктивно-протестные настроения. И оголтело-популистские лозунги национал-консерваторов медленно, но верно продолжают терять свою привлекательность. Всё-таки риторика Урмаса Рейнсалу носит более адекватный характер, чем у Мартина Хельме. Правда, лидер EKRE в последнее время тоже несколько сбавил обороты, но реакция общественного сознания происходит с некоторым инерционным запозданием, так что отрицательный пик в этой кривой пришёлся как раз на самый разгар евровыборов…

Урмас Рейнсалу. Фото Д. Пастухова

 

Мартин Хельме. Фото Д. Пастухова

 

Хотя назвать этот момент «разгаром» можно лишь с изрядной долей завышенного оптимизма. Ни в собственно избирательных участках, ни в оборудованных для этой цели «красных уголках» на территории торговых и развлекательных комплексов особого ажиотажа в эти дни не наблюдается.

Конечно, следует иметь в виду, что для всех участников нынешней вялотекущей избирательной кампании она является лишь репетицией больших выборов, грядущих через год с лишним. Причём репетицией даже не генеральной. И всё-таки.

Ещё один заслуживающий внимания момент всей этой мистерии — неплохой рывок входящих в правящий триумвират соцдемов, которые со своими 14,2% следуют вплотную за тройкой лидеров, наступая на пятки участникам забега из EKRE.

В ряду замыкающих группу более-менее реальных претендентов на евромандаты остаются центристы (12%) и Eesti 200 (6,1%). Полных аутсайдеров — «Правых» — поддерживают 3,9%, за «Зелёных» и иные партии готовы проголосовать около 1%.

Тест-драйв без гарантии

Правда, в прогнозах успеха/провала партий на выборах в Европарламент пользоваться данными текущих социологических опросов следует с оговорками. Всё-таки правы те эксперты, которые считают, что в этой кампании предпочтения будут отдаваться не столько партиям и их программам, сколько конкретным личностям.

Судя по всему, сами партии отдают себе в этом полный отчёт, поэтому выпускают не передний план не только (а некоторых случаях — даже не столько) реальных кандидатов, которые будут отправлены в Брюссель, сколько сборщиков голосов. Например, центристы — Михаила Кылварта, который уже несколько раз давал понять, что не собирается уезжать из Эстонии и выходит на авансцену только чтобы привлечь избирателей.

Это вовсе не означает, что при хорошем раскладе он (или такой же «локомотив» избирательного списка какой-то другой партии) обязательно откажется от мандата — окончательное решение будет принято, когда настанет пора считать цыплят.

Следует, однако, признать, что каждый отдельный кандидат, какими бы личными качествами он ни обладал, является носителем программных установок своей партии. И в этом контексте уточнение о голосовании «не за программы, а за личности» носит, на мой взгляд, характер тавтологии. Собственно, в наших палестинах по-иному и не бывало…

Понятно же, что Урмас Рейнсалу — умеренный националист (без негативного оттенка такого термина), сторонник здорового патернализма при поощрительном отношении к частному предпринимательству и консервативной социальной политике. Именно эти черты сегодня являются наиболее востребованными в мнении самой многочисленной страты избирателей. Тогда как Мартин Хельме является носителем практически тех же качеств, но в их экстремальном проявлении, что в нынешних условиях становится излишним. Хотя и не полностью невостребованным…

Нет смысла препарировать по таким признакам всех кандидатов, однако о тех, чьи персоны имеют особое значение для русскоязычной аудитории, сказать пару слов не мешает.

Если учитывать главные «видовые признаки», то таковых кандидатов — двое. Это представители Центристской (куда же без неё?!) партии Михаил Кылварт и Яна Тоом. Располагаю имена исключительно по алфавиту.

Михаил Кылварт. Фото Д. Пастухова

 

Яна Тоом. Фото Д. Пастухова

 

К настоящему моменту за ними обоими закрепился образ политиков, представляющих в первую очередь интересы именно русских (не в этническом, а в культурно-языковом измерении) жителей Эстонии. И именно в этом качестве они воспринимаются электоратом, независимо от декларируемых установок и национальной принадлежности каждого отдельного индивида.

Можно спорить о том, существуют ли специфические интересы именно названной группы населения. В пользу их существования, однако, говорит хотя бы тот факт, что дискуссия на эту тему длится вот уже без малого сорок лет, но консенсуса как не было, так и нет. Результат известен…

Однако самое важное сегодня — это не особые преференции для каждой отдельной группы населения. В конечном счёте, суммарно они всё равно приведут нас к общему знаменателю. А вот как разные политические силы сумеют выполнить свои добрые намерения (не со злыми же они идут во власть!), добившись желанной цели в виде европейских, а впоследствии — парламентских и муниципальных мандатов? Фоновые условия на данный момент таковы, что за благо было бы поостеречься и не рваться к рычагам управления. Потому что общее падение производства, сокращение ВВП на душу населения, не унимающаяся инфляция, растущий дефицит платёжного баланса госбюджета и прочие многочисленные признаки надвигающегося экономического коллапса существенно снижают соблазнительность попадания во власть.

…Проводить при таком раскладе тест-драйв своих каров довольно рискованно: придётся иметь дело не с компьютерным тренажёром-симулятором, а с реальным бездорожьем, выбоинами и ухабами, резкими поворотами, спадами и подъёмами. Выдержит ли ваше транспортное средство? К тому же тест-драйв в магазине, хоть и бесплатный для покупателя, проводится при наличии обязательной страховки. В политическом заезде такой страховки не даст никто…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Вячеслав Иванов: Евровыборы — полный отстой

В понедельник начинается неделя выборов в Европарламент

Тоом: Лучший результат на выборах в Европарламент покажет Кылварт

выборы в Европарламент — 2024Мартин ХельмеМихаил КылвартполитикатопУрмас РейнсалуЭстонияЯна Тоом