Вячеслав Иванов: Стокгольмский синдром Eesti 200

Повторить ошеломляющий успех партии Res Publica, ворвавшейся на эстонский политический небосклон подобно мощному фейерверку, наделавшей немало шума в прямом и переносном смысле и даже заметно сместившей (правда, ненадолго) вектор развития правящей коалиции, «новым новичкам» с лейблом Eesti 200 не удалось. Хотя и очень хотелось…

Похоже, именно с этой целью политические неофиты тоже навели изрядного шороху. Вспомним хотя бы историю с неожиданно появившимися январским утром 2019 года на трамвайной остановке «Хобуяама» в центре Таллинна плакатами, которые условно делили павильон на две части. В одной по-эстонски написано «Siin ainult eestlased» («Здесь только эстонцы»), в другой — плакаты с надписью по-эстонски и по-русски «Siin ainult venelased» («Здесь только русские»).

С мечтателями — не по пути!

Самое любопытное, что эти плакаты (пожалуй, впервые за новейшую историю «второй республики») объединили все партии, от крайне правого крыла до крайне левого, поспешившие откреститься от авторства скандальных плакатов. Справедливости ради отметим, что пример столь впечатляющего единения был не только первым, но и единственным…

Ответственность взяла на себя только что появившаяся на эстонском политическом просцениуме партия Eesti 200, лидеры которой объяснили, что таким шокирующим образом они хотели обратить внимание общества на существующие в Эстонии проблемы с межнациональными отношениями.

Обратили.

Правда, эпатажная реклама стоила новой партии, только-только начавшей набирать неплохие очки в электоральной аудитории, места на парламентских скамьях: слишком жёстким оказался шок.

Хотя, несмотря на неудачу с прохождением в Рийгикогу (4,5 процента голосов при необходимых 5), у кого-то ещё могли возникнуть иллюзии, что мы имеем дело с некоей самодовлеющей группой единомышленников, которых не устраивает текущий ход событий, и они решили заняться политикой по-своему. Может, не самым удачным способом, но не ошибается, мол, тот, кто ничего не делает… Нынешняя история с обструкцией парламентской оппозиции, по которой партия Каи Каллас в компании со своими партнёрами прошлась паровым катком, ставит на подобных иллюзиях жирный крест.

При этом необходимо подчеркнуть, что ситуация вокруг недоходного объединения Slava Ukraini останется вне поля нашего зрения, хотя именно этот скандал служит сейчас самой распространённой темой для критики в адрес E200, поскольку глава MTÜ Йоханна-Мария Лехтме, которая и стала главным «топливом» для сыр-бора, баллотировалась в Рийгикогу по спискам Eesti 200. Но баллотироваться — не значит состоять (а хоть бы и состоять: каждого члена партии ни на каком полиграфе не проверишь — станет он после избрания в парламент участвовать в коррупционных махинациях или не станет).

Важнее другое. Хотя с самого начала (весна 2018 года) цели и задачи нового политического сообщества были определены чересчур расплывчато, по типу «За всё хорошее — против всего плохого!», однако в высказываниях лидеров E200 просматривалось стремление как-то обновить и оживить политический ландшафт Эстонии.

В этом смысле наиболее показательной, если хотите — программной, — можно считать фразу, сказанную одной из основателей движения/партии Eesti 200 Кристиной Каллас в период, когда началась кампания «Навстречу выборам 2019», и эксперты заговорили о том, будет ли новая сила в ней участвовать.

Фраза звучала задорно: «У людей не должно быть цели попасть в Рийгикогу, у них должно быть только желание найти решения для больших и серьёзных вопросов. Тому, кто мечтает лишь о месте в парламенте, с нами не по пути».

Клонируем помаленьку…

Пикантная подробность. В течение всего 2018 года итоги социологических опросов показывали, что симпатии избирателей по отношению к неофитам позволяют с уверенностью прогнозировать преодоление ими 5-процентного барьера и полноценное представительство в парламенте. Сказывались ощутимая усталость избирателей от примелькавшихся лиц и лозунгов на политическом манеже и надежда на то, что новички, ещё никак не замазанные в бесконечных скандалах и склоках, сумеют преодолеть косность, воцарившуюся в горних высях.

Утверждение, что шаг с плакатами на остановке городского транспорта был сделан сознательно — потому что у активистов E200 и не было цели попасть в Рийгикогу (куда они таки и не попали в 2019-м), было бы, пожалуй, чересчур дерзким, но ведь результат-то в сухом остатке был именно таким…

За истекшие четыре года ориентиры поменялись, особенно заметно — после замены председателя партии Кристины Каллас на менее яркого и, судя по последним событиям, более поддающегося влиянию Лаури Хуссара. Цель попасть в Рийгикогу у членов партии не только возникла и окрепла, но и была успешно осуществлена нынешней весной.

Партия, пытавшаяся отличиться «лица не общим выраженьем», всё больше становится, «как все», «нормальной», похожей на все остальные — со своими скелетами в шкафах и своими тараканами в головах. Один из последних примеров — недавняя (13 июня) публикация на портале Rus.Postimees, начинающаяся словами: «Первого мая вечером Лаури Хуссар позвонил двум членам-учредителям партии „Ээсти 200“, Карин Кауп-Лапынин и Лийне Нормет. Беседы были очень эмоциональными. Первой было сказано „или сама уходишь из партии, или тебя из неё выгонят“, второй — „ты вышвырнута из партии решением правления“».

Публикация снабжена красноречивым заголовком: «„Ээсти 200“ бурлит: тайные съёмки, утечка данных, угрозы судом». Поэтому, споткнувшись о последнее слово, я воздержусь от дальнейшего цитирования, а тем более — комментариев, но уже и без того становится ясно: неладно что-то в датском королевстве…

(«Полный текст прореферированной статьи читайте на сайте AS Postimees Grupp».)

Впрочем, этого и следовало ожидать. Войдя в парламент, любая партия хочет получить власть. Можно, конечно, и посидеть в оппозиции, но это скучно. Да и куда денешь желание найти решения для больших и серьёзных вопросов? Вот и приходится входить в коалицию — нужда заставляет…

Но в любой коалиции есть ведущий и ведомые. В нашем случае ведут реформисты. И ведут так, что не дай Бог попасться им под горячую руку. Лучше их поддержать. И в увеличении налогов, и в отнятии пособий у малоимущих семей, которые только-только вроде почувствовали поддержку государства, получили надежду встать на ноги.

Реформисты откровенно шантажируют «всю королевскую рать» увязкой налогов и пособий с вотумом доверия правительству, и партнёрам по коалиции приходится принимать правила игры. Так что ни о какой новой политике с чистого листа, с решением больших и серьёзных вопросов, говорить не приходится. В белых перчатках тут делать нечего.

Собственно, когда оказываешься на положении заложника, то выбор невелик. О чём свидетельствует известный политико-медицинский термин «стокгольмский синдром» (см. «Википедию»)…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

У правительства Эстонии есть план работы на четыре года

Eesti 200коалицияКристина КалласЛаури ХуссарполитикатопЭстония