Михаил Кылварт так и не стал политиком, хотя бы приблизительно равновесным своему патрону Эдгару Сависаару. Как не стал таковым и другой птенец гнезда Эдгарова — Юри Ратас. Кылварт — крепкий хозяйственник. Ратас — талантливый дипломат. Их бы сложить вместе и тщательно перемешать. Как у Гоголя: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча»…
Но в политике, как и в любви, не действуют законы простой арифметики или даже алгебры. И обе геометрии, эвклидова и неэвклидова, тут ни при чём. И простая физика, исполнение элементарных законов которой помогло бы сохранить нормальное равновесие и на столичном, и на государственном уровнях, здесь тоже не действуют. Разве что квантовая теория…
Подвернулась историческая возможность
Центристская партия — какие бы мы ни делали книксены, более-менее глубокие реверансы или иные жеманные приседания — создавалась и существовала как партия (для) живущих в Эстонии носителей русского языка. Очень хотелось бы употребить два последних глагола в будущем времени, но мы находимся в эстонском геополитическом пространстве, а в нашем государственном языке нет такой лингвистической формы.
То есть, конечно, скорее всего, в качестве некоей политической организации ЦПЭ и продолжит своё существование: всё-таки в рейтинговых опросах есть и более аутсайдерские группы. Однако из высшей лиги, похоже, почти двадцать лет (с небольшими перерывами) находившаяся у власти в столице партия выбывает.
В общем-то, на самом деле ничего из ряда вон выходящего не случилось. Партии на то и существуют, чтобы бороться за власть, более-менее честным способом прижать соперника лопатками к ковру (татами, рингу и т. д.) и занять его место на пьедестале почёта. Для чего — это уже вопрос семнадцатый, или даже двадцать третий, сбиться со счёта здесь легко.
Как правило, каждый отдельный человек, идущий в политику, преследует какие-то свои личные интересы. Иногда (и даже чаще, чем кажется со стороны) эти интересы совпадают с общественными, а то и с государственными или даже (но уже крайне редко) с международными. Такого политика называют великим и устанавливают ему разные памятники. Но сегодня речь не о них…
Уникальность рассматриваемой ситуации состоит в том, что отставка Кылварта — это неуспех не только одного отдельно взятого политика или даже возглавляемой им, но отдельной политической партии. И речь не о провале некоей политической идеологии, хотя этот элемент и является одним из важнейших в окончательно сложившемся пазле.
Истинную суть всей этой многоходовой комбинации, вот уже несколько лет разыгрываемой, раскрыл Урмас Эспенберг — единственный член фракции EKRE в столичном горсобрании, присоединившийся, вопреки решению всей фракции, к голосованию оппозиции по вотуму недоверия Кылварту. Свой шаг он объяснил с подкупающей простотой: «…у меня лично была историческая возможность проголосовать за уход из Таллинна русской власти. Должен был её использовать».
Кстати, его голос оказался решающим. Вот и рассуждай тут о роли личности в истории…
Правда, за исполнение своей священной исторической роли он поплатился членством в самой партии EKRE, но на что не пойдёшь в мессианском угаре.
Птица Феникс, ау!
Мы уже упоминали о том, что Центристская партия по своей сути была партией русскоязычного избирателя. Так получилось, что все остальные попытки создать нечто подобное оказывались бесплодными. Много обещавшее, но так и не ставшее реальной политической силой объединение Tasakaal (баланс, равновесие). Русская партия Эстонии и Объединённая народная партия (её же), путём дружественного слияния или методом жёсткого поглощения инкорпорированные железным Эдгаром, — все они либо пополнили собою ряды центристов, либо вообще исчезли со сцены.
Как, почему, кто виноват — в данный момент к делу не относится. Важно, что так получилось. Скорее всего, секрет такого триумфа, он же — и причина нынешнего краха — это сконцентрировавшиеся в одной личности Эдгара Сависаара три важнейших компонента успешного лидера: наличие харизмы, позитивно-амбициозных устремлений и жёсткого прагматизма. Включая умение быстро реагировать на кризисные ситуации, оперативно принимать важные решения и, в случае неудачи, хорошо держать удар. Всеми этими качествами, но по отдельности, обладают и его преемники. Но этого фатально не хватило именно в самый критический момент. Ушла личность — сдулся шарик…
Но все эти рассуждизмы есть размазывание белой каши по чистому столу. А за пределами этого стола мы имеем тот факт, что русскоязычное население — почти треть всех жителей республики — осталось, а сколько-нибудь весомого политического представительства их прав и интересов больше не существует.
Правда, есть ещё Ида-Вирумаа; и там, и в Таллинне пока остаётся электорат муниципального уровня в виде граждан третьих государств и лиц без гражданства, которых очень хочется лишить избирательного права, но Конституция Эстонской Республики не позволяет…
Вероятность использовать этот ресурс как стартовую площадку для возвращения Центристской партии в большую политику крайне мала, но она всё-таки существует. Хотя ведь и ряды последователей Урмаса Эспенберга тоже могут пополниться…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Мэра Таллинна Михаила Кылварта отправили в отставку
Рейтельманн: Жизнь таллиннца будет ухудшаться со скоростью ракеты