Вячеслав Иванов: Внимание, граждане, воздушная тревога!..

Всё чаще и чаще звучат на территории бывшей одной шестой части суши эти наводящие страх слова, пока больше в Украине, но вот уже и в российских городах. А ведь совсем недавно нам казалось, что за последние три четверти века, слава Богу, это заклинание навсегда ушло в прошлое, и впредь звучать ему, разве что, в фильмах и спектаклях. Зря казалось.

Чаяниями нацлидера одной восточной державы публичное предупреждение о надвигающейся беде стало привычной деталью городского пространства. Такое, знаете ли, ретро в винтажном духе, ностальгия по былому величию могучей сверхдержавы. К сожалению, такие извещения чаще звучат на украинском языке, чем на русском, но, как говорится, ещё не вечер. Типун мне на язык, конечно, но 24 февраля 2022 года показало, что в этом мире нет ничего невозможного. И совсем не исключено, что дойдёт очередь до эстонского и до английского. Не зря же, наверное, глава Ассоциации лыжных видов спорта России, кандидат педагогических наук с эстонской фамилией Елена Вяльбе внесла рацпредложение, как вернуть российских спортсменов к участию в Олимпийских играх. А очень просто: бросить порядочную бомбу в центре Лондона… Важно не промахнуться и не угодить по окраинам: там всё-таки живут бедняки, безработные, многодетные эмигранты — социально наименее защищённые люди.

Если мы готовы к худшему…

Собственно, дело даже не только в кровожадности соседа(дей). Опасность может подстерегать нас на каждом шагу. И хотя собеседник Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного в романе «Мастер и Маргарита» утверждал, что кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится, однако же никто не знает, кому повезёт, а главное — когда и где.

Именно для того, чтобы хоть как-то подготовить население не только к нападению агрессора, но и к вероятным природным катаклизмам и/или техногенным катастрофам, организуется кампания под девизом «Октябрь — месяц гражданской защиты: подготовка — половина успеха!». Важно подчеркнуть: организуется не первый раз, в чём можно убедиться, зайдя на сайт Спасательного департамента (Päästeamet).

Прошу прощения за пространную цитату из этого сайта, но она здесь вполне уместна: «Как сказал генеральный директор Спасательного департамента Марго Клаос, ключевым фактором успешного преодоления кризисов является готовность жителей и их способность правильно действовать в кризисной ситуации: „Если мы готовы к худшему, мы готовы ко всему. Широкие знания о кризисах и готовность каждого человека позволяют спасать жизни в тех ситуациях, когда помощь не может прийти мгновенно. Каждый человек должен задуматься о своей домашней ситуации и оценить, что это значит для него и его семьи, если придётся справляться самостоятельно в течение недели без электричества, воды и отопления“».

Правда, один мой давний добрый знакомый, родившийся в 1967 году, считает, что уже самим этим обстоятельством он надёжно защищён от любых неприятных сюрпризов. Именно в том году, аккурат в дни, когда он появился на свет, Эстония испытала удар небывалого за последние сто лет шторма с ураганным ветром и всеми иными «причиндалами». Так что, по его мнению, если уж стихия пощадила его в момент, когда он был наиболее беззащитен, то и с остальными катаклизмами ему как-нибудь удастся справиться.

Всем бы такую уверенность…

Словоблудие в Comedy club

А чтобы убедиться в том, что постоянный и настойчивый ликбез, как вести себя в кризисной ситуации, необходим для всех жителей Эстонии, особо напрягаться не нужно. Достаточно иногда просто послушать хотя бы «Радио 4». Наверняка и на других теле- и радиоканалах говорят и показывают нечто похожее, но я опираюсь на собственный опыт.

На прошлой неделе (3 октября), к примеру, очень меня «порадовали» слушатели этой самой популярной русскоязычной станции. В начале передачи, к сожалению, я отвлёкся, поскольку в это время рулил, и всё внимание сосредоточил на дороге, поэтому какие-то моменты разговора пропустил. Но когда расслышал, что тема как раз посвящена проблемам гражданской защиты (по-русски всё-таки точнее — гражданской обороны) в кризисных ситуациях, то затормозил и навострил уши…

В эфире шёл диалог с депутатом Рийгикогу от Партии реформ, экспертом по кризисам Мати Райдма, который достаточно подробно и основательно объяснял, как надлежит действовать в острых ситуациях, вызванных разными причинами. Затрагивались и другие аспекты, не буду всё пересказывать — советую зайти на сайт «Радио 4» и послушать эту передачу в записи. Поверьте: времени зря не потеряете.

Как обычно на подобных встречах со специалистами, в конце ведущая предложила аудитории звонить в студию — задавать вопросы.

Не ручаюсь за дословность цитат, привожу по памяти наиболее «увлекательные».

Пожилой мужчина. Голос сердитый. Говорит, что зашёл на сайт города Выру. Ввёл запрос-поиск локации объектов гражданской обороны. И увидел адреса детского сада (следует название), школы (номер и адрес), ещё пары подобных учреждений… Далее следует раздражённая реплика: «Это что за камеди-клаб?!»

Вообще-то, согласно правилам, именно перечисленные учреждения не должны использоваться в качестве убежищ. И в принципе радиослушатель прав. Но почему такой агрессивный тон? И причём здесь опошлившийся до предела Comedy club? Можно же было просто сказать: мол, разберитесь — что там в Валга (а заодно и в Выру) происходит? Кстати, гость студии так и отреагировал: обещал взять на заметку и выяснить. Может быть, в этих городах на самом деле просто нет других, более подходящих для этой цели строений; нужно разобраться и исправить положение. Не обязательно демонстрируя при этом свою эрудицию…

Следующий звонок в студию. Дама откровенно избрала тактику нападения. По её мнению, все разговоры про пункты сбора, эвакуации и убежища — это «словоблудие» (цитирую дословно), а надо понятно объяснить, куда следует идти в кризисной ситуации.

Как можно чаще и как можно подробнее

Только что, несколькими минутами ранее, было озвучено: пункты сбора (или эвакопункты) — это места, куда надлежит явиться гражданскому населению, которое предстоит эвакуировать, то есть обеспечить его удалённое, более-менее долгосрочное и более-менее безопасное отсутствие. Тогда как убежища — это хотя бы относительно безопасные помещения, где можно незамедлительно укрыться от непосредственной угрозы жизни и здоровью.

Если человек воспринимает такие разъяснения как словоблудие, это означает лишь одно: необходимо как можно чаще и как можно подробнее рассказывать людям о целях и задачах гражданской обороны. А также о роли государственных и муниципальных органов власти, о степени ответственности администрации предприятий, независимо от форм их собственности. И главное — о правах, обязанностях и действиях каждого жителя данной местности.

Как можно чаще и как можно подробнее!

…Я снимаю шляпу перед участниками акции, о которой пишет 5 октября издание Postimees: «Сегодня несколько десятков добровольцев из города и волости Выру отправились с пункта сбора, расположенного недалеко от Выруского спортивного центра, на крупнейшие в истории Эстонии учения по эвакуации Lõuna Sild 2024». (При этом никто, как ни странно, не поминает всуе Comedy club…) Но если не всем удастся стать такими волонтёрами, то давайте хотя бы внимательно читать и слушать то, что нам на эту тему говорят специалисты. Чтобы не было потом мучительно больно…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

В Таллинне смоделировали настоящий кризис — как Эстония готовится к защите населения

Пайде — первый город Эстонии, полностью покрытый сиренами оповещения об опасности

Подвал одного из домов города Тарту превратили в образцовое укрытие

безопасностьЕлена ВяльбекризисМарго КлаосМати РайдмаобществотопЭстония