В своём посте в социальных сетях она, в частности, выразила Трампу недвусмысленную поддержку, должную вселить в нового лидера Западного мира уверенность и оптимизм: «Вместе мы сильнее и вместе нам безопаснее… С нетерпением жду продолжения нашего партнёрства». Типа «Держись, Дональд, мы с тобой!»…
Всё-таки ассоциативное восприятие — штука загадочная, анализу не поддающаяся. Вот с чего бы вдруг память здесь подкидывает цитату из записных книжек Сергея Довлатова «Соло на IBM»: «Писателя Воскобойникова обидели американские туристы. Непунктуально вроде бы себя повели. Не явились в гости. Что-то в этом роде. Воскобойников надулся: — Я, — говорит, — напишу Джону Кеннеди письмо. Мол, что это за люди, даже не позвонили. А Бродский ему и говорит: — Ты напиши „до востребования“. А то Кеннеди ежедневно бегает на почту и всё жалуется: „Снова от Воскобойникова ни звука!..“».
Ну, да Бог с ними, с ассоциациями. Вернёмся к беспристрастным фактам, среди которых, если иметь в виду затронутую тему, выделяется, не лишённый даже некоторой пикантности, такой: на церемонии инаугурации нашу страну представляли не только посол Эстонии Кристьян Прикк (что естественно в рамках дипломатического протокола), но и члены Рийгикогу от семьи Хельме — Мартин и Хелле-Мооника. Оба представляют также столь близкую для Трампа по духу праворадикальную консервативную народную партию EKRE. При этом премьер-министр Эстонии Кристен Михал (Партия реформ), меланхолически сообщают СМИ, приглашения на инаугурацию не получил. Как, впрочем, и Урсула фон дер Ляйен, и Кая Каллас…
Выбор простой: между «плохо» и «ещё хуже»
Этот выбор зримо встал в ноябре 2016 года перед американскими избирателями.
Именно тогда Америка раскололась почти ровно пополам: окончательный перевес Трампа над Хиллари Клинтон определили цифры, не намного превосходящие порядок погрешности. При этом он получил перевес при голосовании выборщиков, тогда как среди рядовых избирателей явное большинство было в пользу бывшей недавно «первой леди Америки».
К следующим выборам в 2020 году Дональду Трампу сравнялось семьдесят четыре года (как отмечали эксперты, он стал самым пожилым президентом на момент избрания и вступления в должность); Джо Байдену, выигравшему те выборы, тогда было уже семьдесят восемь. Америка, с опозданием на три десятилетия по сравнению с СССР, уверенно вступала в эпоху геронтократии, в каковой и продолжает оставаться по сей день, прибавив к названным числам ещё по четыре года соответственно…
Дело, собственно, не в чистых цифрах. Рональд Рейган тоже перешагнул рубеж-70, правда, уже через две с лишним недели (!) после инаугурации. Путину сегодня тоже за семьдесят, ну так он и сел в своё кресло четверть века назад (перерыв 2008–2012, по понятным причинам, не в счёт).
Но это — так, апропо, небольшой экскурс в историю. Что касается дня сегодняшнего… Хотя зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев, местоблюститель престола в упомянутый выше четырёхлетний период, и назвал церемонию инаугурации президента США «довольно забавной» и выше неё по значимости поставил состоявшиеся 21 января переговоры между Путиным и Си Цзиньпином, но полностью игнорировать речь Трампа, произнесённую им 20 января, было бы всё-таки опрометчиво.
Но ещё более опрометчивой была бы попытка сделать из этой речи какие-то определённые выводы, опираясь на которые можно было бы выстроить чёткую и недвусмысленную, а главное — сколько-нибудь долговременную, перспективную программу дальнейших действий — как для самих США, так и для их партнёров. Поскольку необходимость сделать фатальный выбор между «плохо или очень плохо» за истекший период перестала быть привилегией только американского народа и распространилась практически на всё мировое сообщество, чего оно сегодня просто не желает признать. Но придётся…
Ситуация осложняется тем ещё, что из этой пламенной речи трудно извлечь рацио, которое могло бы стать реальной основой для конструктивного диалога и плана действий. Всё, что говорит Дональд Трамп (и этот урок, похоже, усвоен плохо), следует сначала умножить примерно на шестнадцать, потом разделить на сорок восемь целых и семь десятых, затем извлечь из полученного итога корень кубический, продифференцировав его от нуля до d по dx. Вот тогда… Да и то — если очень повезёт.
Это не значит, что Трамп безумен или что у него не хватает знаний, умения и опыта для формулировки реальных задач. Просто тот авторитарно-агрессивный стиль правления, который у него сложился за более чем полвека немыслимых финтов и непредсказуемых зигзагов — в бизнесе, в политике ли, в идеологии, далеко не всем удобен и уж точно не всем по зубам.
«Двое из одного места»
Так назывался опубликованный Эстонским телеграфным агентством (ЭТА) очерк по случаю юбилейной даты двух писателей, братьев-близнецов Юло и Юри Тууликов. Заголовок, помнится, вызвал немало острых и не особо добродушных насмешек (хотя братья были действительно из одного места — с острова Абрука, что и имелось в виду).
Но сами Юло и Юри были людьми нормальными, весёлыми и относились к этим эскападам со здоровым юмором; что же касается автора очерка, то — не будем беспокоить усопших, называя по имени — она (это была дама) вообще считала себя выше всего этого…
Трамп и Путин, конечно, не близнецы-братья, гадать, кто более матери-истории ценен, бесполезно; и они даже географически не из одного места. Однако по повадкам и полному отсутствию эмпатии Дональд Фредович мало чем отличается от Владимира Владимировича, прошедшего эффективную школу экономики и менеджмента в лабиринтах знаменитой ленинградской/питерской Лиговки. И хотя Трамп не тусовался по молодости в одном из самых криминогенных районов Северной столицы, но по ухваткам они здóрово похожи.
Мы так заостряем сейчас на этом наше внимание, потому что именно данное обстоятельство, судя по всему, является сегодня определяющим общий вектор развития мировой политики на ближайшие как минимум десятилетия.
…Анализируя речь Дональда Трампа на своей коронации (чего уж там язык ломать, выговаривая невыговариваемое!), большинство аналитиков отмечают, как бы с некоторым даже разочарованием, что она оказалась не столь агрессивной и эпатажной, как можно было бы ожидать. «В своей речи, — пишет 21 января в издании Postimees эксперт по безопасности Райнер Сакс, — президент не удивил (…), хотя общая риторика стала более сдержанной».
А не удивил Трамп по-прежнему с блеском исполняемой ролью сильного лидера, умело пользуясь всем арсеналом наступательной риторики и жёстким стилем её подачи.
Не вдаваясь в подробности (и времени, и места мало), эта речь многих удивила практически полным отсутствием в ней большинства международных тем. Украина, Россия, Китай — они если и упоминались вообще, то вскользь, через малозаметную запятую.
В целом же инаугурационная речь если и не была «довольно забавной», то производила впечатление странноватое. При отсутствии ключевых горячих точек, она содержала неожиданно большое количество тем, злободневных по мнению её автора. Бросалось в глаза обилие программных заявлений, не содержащих в себе никакой конкретики и производивших общее впечатление какой-то хаотичности и противоречивости.
Требование «восстановить свободу слова и препятствовать цензурированию свободы слова»; отмена автоматического предоставления гражданства всем лицам, родившимся на территории США, хотя это право зафиксировано в американской Конституции. Выход из Парижского соглашения по климату 2015 года; подготовка распоряжений, касающихся прав трансгендеров (будет урезано федеральное финансирование школ, пропагандирующих концепции гендерной теории).
Это лишь микроскопическая доля анонсированных Трампом первостепенных задач. Известный предприниматель и эксперт в области геополитики Райво Варе по этому поводу высказался на портале ERR почти афористично: «На мой взгляд, он решил взять количеством: выкинуть столько разных политических и административных инициатив, что даже когда оппоненты захотят выступить против, это займёт время, они окажутся в защитной позиции, и часть вещей проскочит просто по техническим причинам, потому что их так много. Это кавалерийская атака».
Есть во всей этой ситуации ещё один аспект, который аналитики стараются либо вообще обойти стороной, либо если и упомянуть, то скороговоркой. Речь идёт о действительно сенсационных высказываниях Трампа, сделанных им накануне инаугурации. Может, поэтому эксперты их пропускают: мол, это же за скобками…
Я имею в виду «проговорки» сорок седьмого президента Америки по поводу вхождения в состав США Канады, покупки Гренландии, а также о Панамском канале.
Вежливые европейцы делают вид, что не замечают бестактности главы Белого дома. А может, Дональд просто вдохновлён примером Владимира? Тот же занял Крым, практически обе «народные республики» на востоке Украины — и ничего, скушали. Авось и Канада с Гренландией проскочат, да и Панама — под шумок…
…А причём здесь Эстония? Так вот именно, что ни при чём. Как бы мы ни огорчались, но от нас ничего не зависит. А мы — зависим. Поэтому надо определяться с выбором: «плохо» или «ещё хуже»…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Дональд Трамп официально стал 47-м президентом США