Про очередной пикет учителей перед намертво держащим осаду замком на Тоомпеа портал Tribuna.ee на днях уже писал. Для разнообразия и учитывая возросшую численность участников, на этот раз акция названа демонстрацией. Всё-таки пикет — это что-то локальное, почти интимное, а если присутствует несколько сотен человек, тут уже другой оттенок…
Ещё немного, и в публикациях на эту тему вместо «очередной(ая)» придётся употреблять прилагательное «традиционный(ая)». Хотя храни нас Бог от таких традиций! Я не про сам факт: если погода хорошая, всё вокруг красиво цветёт, и люди собрались в приподнятом настроении, друг с другом знакомые и друг друга понимающие, то почему бы и не собраться?
Я про повод. Точнее, про причину этого собрания, которая начисто нивелирует все позитивные факторы, перечисленные выше. К сожалению, причина даже не традиционная уже, а привычная: учительская зарплата.
Желание жить хорошо — вредная привычка?
По данным Эстонского союза работников образования (Eesti Haridustöötajate Liit, EHL), организовавшего эту демонстрацию, минимальная ставка педагогов при полной нагрузке составляет 1820 евро в месяц.
В ходе акции глава отраслевого профсоюза Реэмо Вольтри огласил пожелание учителей, которые хотели бы видеть свою базовую зарплату на уровне средней по стране, которая, по прогнозам, в следующем году составит 2176 евро. Вряд ли у кого-то повернётся язык сказать, что это заоблачные требования.
Особая пикантность ситуации заключается в том, что одним днём ранее, 19 мая, была опубликована информация о решении Министерства образования и науки задним числом, с 1 мая, повысить базовую зарплату сотрудникам отдела государственных школ и имущества. Отныне жалование этих чиновников составляет от 3000 до 4290 евро в месяц…
В разговоре с корреспондентом «Трибуны» Реэмо Вольтри подчеркнул, что лично он не видит ничего плохого в таком решении министра Кристины Каллас (Eesti 200): если работники хорошо делают своё дело, руководитель вправе их поощрить.
Не стану пересказывать ни слова профсоюзного лидера, ни какие-то ещё связанные с ними подробности: всё это есть в СМИ. Я опять про другое.
В который уже раз на всех подобных мероприятиях говорится о том, что зарплаты в образовательной сфере, выражаясь обиходным языком, ниже плинтуса. Более развёрнутое описание проблемы читайте в комментарии канцлера Трийн Лааси-Ыйге, опубликованном 19-го же мая на портале ERR: «У Министерства образования и науки самые низкие зарплаты в государственном секторе; в сравнении министерств в 2024 году Минобр оказался на последнем месте. Несмотря на это, общего повышения зарплаты в министерстве не будет».
Честно признаюсь: я цитатку-то оборвал, хоть и не на самом интересном, но всё-таки на довольно важном месте. Там, где следует очень аргументированное и логичное объяснение повышения зарплаты чиновникам министерства.
Понимаете, объяснить можно всё что угодно, и даже вполне убедительно. Важен сам факт: в ведомстве, курирующем по сути основу всей культуры вообще, заработки ниже, чем у кого-либо ещё из госсектора. Хотя у тех же спасателей, театральных работников (чьи профсоюзы, в знак солидарности с учителями, присутствовали на демонстрации возле Тоомпеа), а также у медиков, полицейских и специалистов других сфер, финансируемых из госбюджета, как в той пословице, финансы тоже поют романсы.
…Просто к слову. В царской России (только не надо мне диагностировать атавизм имперского мышления) учитель мог, работая один, обеспечивать всей своей семье безбедное и вполне отвечающее понятию «престиж профессии» существование.
Если народ не кормит своих…
Все наверняка слышали афоризм, авторство которого так и не установлено, про народ, вынужденный кормить чужую армию, если он не захочет кормить свою. Не знаю, не знаю… Швейцарцы вон кормят своих гвардейцев, но главным образом «на экспорт», для придания бóльшего шика и экзотики папскому престолу. Апелляция к народу — любимый инструмент политиков-популистов. А вообще-то народ — понятие абстрактное. Логичнее и предметнее говорить о государстве.
Сама по себе институция под таким ником существует для того, чтобы содержать в первую очередь органы, обеспечивающие безопасность населения: армию, полицию, корпус спасателей, судебную систему. Сюда же следует приплюсовать доступное здравоохранение и общую культуру.
Но ни одна из названных отраслей не может существовать без грамотных, образованных специалистов. Вот и делайте вывод…
Беда в том, что почти все эти сферы поддаются более-менее объективному учёту результативности их функционирования. В армии, конечно, вести такой учёт в мирное время несколько затруднительно, но тут по умолчанию существует некое общественное согласие.
С полицией и судебной системой свои сложности: что считать результатом? Если число арестованных и осуждённых, то есть риск, что правоохранители увлекутся… Логичнее брать за оценку либо полное отсутствие преступлений, либо их постоянное сокращение — при наличии стабильности общественного спокойствия.
Примерно то же самое с медиками (главным образом в области парамедицины) и спасателями: оказана срочная помощь такому-то числу пострадавших или удалось предотвратить столько-то пожаров и так далее.
В культуре, особенно в театральном её сегменте, можно «танцевать» от посещаемости спектаклей…
А вот как быть с образованием? Общее число учащихся ни о чём не говорит: в классе/аудитории могут просиживать штаны бездари и лентяи. Количество выпускников, хоть школ, хоть вузов, тоже само по себе качества их знаний не гарантирует. Ну, и долго ещё можно перебирать «бусинки на чётках»…
Значит, сохраняем в неприкосновенности всё тот же «остаточный принцип»?
Тогда так: если государство (общество) не хочет кормить учителей, то пусть будет готово кормить армию безработных неучей-бомжей, которая будет неуклонно расти. Правда, непонятно, кто тогда будет работать, чтобы платить налоги.
Может, разумно больше платить учителям, которые могут научить людей, желающих хорошо работать?
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
«Где солидарность?» — в Таллинне прошёл пикет работников культуры
«Иначе — забастовка» — учителя потребовали повышения зарплат на пикете в Таллинне
Культура правительству не важна? В Таллинне состоялась немая акция протеста