Пётр Давыдов: Две беды русской журналистики

Когда из-за истории с изданием «Sputnik Эстония», испытывающего серьезнейшие затруднения в своей работе, говорят о нарушении свободы слова в Прибалтике, о весьма избирательном подходе к этой самой свободе в ЕС, о том, что СМИ из России не входят в число изданий, могущих работать без затруднений и таким образом представлять читателям непредвзятый, объективный и действительно критически-независимый взгляд на вещи в Эстонии или любой другой стране, мне интересно посмотреть на то, насколько свободны СМИ в нынешней России. Посмотрел. Хорошие издания, конечно, есть. Но общая картина, то, что бросается в глаза сразу, не могу сказать, чтобы порадовала. Поделюсь своими наблюдениями с читателями и подчеркиваю: мнение моё сугубо субъективно.

«В России если что хорошее и может быть, то только природа. Крайне желательно, чтобы самими русскими не тронутая. Всё остальное здесь – мрак, ужас, военщина и дикость. О самих русских – либо никак, либо плохо, — говорит мне знакомый из Ганновера. — Вы для нас – белые негры. Так, по крайней мере, выглядит «картинка», которую мы у себя имеем». Этот бедняга привёз группу добрых туристов, которые сердобольно прихватили с собой: а) ручки с фломастерами; б) колготки; в) жвачку; г) сахар из кафе в аэропорте Мюнхена и прочие очень нужные белым неграм вещи. Подчёркиваю, всё происходит не в 80-е годы, когда открылись границы и люди, ничего не зная друг о друге, нашпигованы были всевозможными стереотипами, а сейчас. То есть, времени, если подумать, на устранение стереотипов хотя бы в собственной балде должно было бы хватить. И вроде как масс-медиа могут этому устранению здорово помочь. Почти 40 лет прошло – глупые и унизительные стереотипы не только остались, но еще и культивируются.

Оставим в покое необучаемых немцев – взглянем на наши СМИ. Гм. «Наши», простите. По моим наблюдениям, очень многие из них устранению предвзятости в отношении России и русского народа никак не способствуют. Даже наоборот: активно пытаются привить какой-то ублюдочный комплекс неполноценности уже этому самому народу. Тут я вижу два способа подобной инъекции.

Первый – «Всё плохо, и это хорошо!» Ежечасные, ежедневные сообщения о том, что «в этой стране всё плохо, пробито очередное дно, что-либо хорошее и доброе здесь невозможно в принципе», думаю, не нуждаются в подтверждении – взгляните на сайты каких-нибудь не очень зависимых от городских, областных, краевых и т.д. администраций изданий. Хорошим тоном, признаком твоего мастерства считается погружение читателя в тотальный «минус» и уныние. Самый простой способ – перепечатка (это сейчас называется древнеславянским словом «рерайтинг») сводки происшествий местной полиции и постоянное топтание в лужах крови, пляски на костях. Посчитал однажды количество новостей на сайте, рассказывающем о жизни в Северо-Западном регионе страны: из 30 сообщений 28 – о криминале. Два – о том, как взорвался баллон с газом и как свалилась сосулька с крыши на голову прохожему (с припиской: «мы продолжаем «мониторить» ситуацию» — с русским языком у нынешних журналистов тоже сложности). Когда я обратился к владельцу издания с просьбой хоть немного расширить кругозор пишущей братии/сестричества, тот честно признался: «А они если бы и хотели, не смогли бы. Не умеют. Они «заточены» на всё плохое». – «Ну, — говорю, — так ведь в вашей области (Вологодской) много чего хорошего тоже есть, не всё же трупы валяются обглоданные! Есть музеи, библиотеки, историки есть прекрасные, художники, переводчики, исследователи – можно ведь уйму по-настоящему интересных материалов сделать. И читатели спасибо скажут» — «Не. Нам так проще». А, ну да. Лень работать, проще говоря. И ничего, что читая подготовленные твоими перьевыми специалистами новости, люди испытывают отвращение – сначала к тебе, а потом уже, пусть и подспудно, но к своей стране и народу. Правда, когда узнал, что часть независимых журналистов прошли трехмесячную стажировку в Берлине, их там учили, как надо правильно писать о России, многие вопросы, в т.ч. об объективности перестали быть для меня актуальными. Остальные исчезли, когда выяснилось, что другим ребятам Буш-младший вручал награды «за развитие свободы слова в России» в американском посольстве. Молодцы. И это не центральная пресса, обратите внимание – это обычные провинциальные издания.

Второй способ — лесть. Безоглядная, самозабвенная лесть и выцеловывание хозяина в самых нескромных местах. Тоже вызывает отвращение, согласитесь: кто ж не сплюнет, когда увидит угодливых холуев, угадывающих направление солнцеликого «хозяина», (кстати, они себя теперь так называют – «хозяева», с ударением на «а») от которого зависит существование отвечающего за «освещение деятельности администрации» (города, района, области и т.д.) СМИ? «У нас один читатель – губернатор», — выдал суровую и страшную тайну финансовый директор одного «проправительственного издания» (почему в каждом захолустье – своё «правительство»? Администрация не устраивает, что ли?) Безоглядная лесть льётся карамельным потоком на страницы и экраны, и не дай тебе Бог хоть заикнуться о пользе честного диалога с читателями, о настоящих расследованиях, о критике, уместности признания и исправления собственных ошибок – во-первых, подобная ересь просто не укладывается в причёсанные головы шуршащих мальчиков-редакторов, во-вторых, даже если кто-то из них и согласится с тобой (это бывает), но он предпочтет изолировать тебя от тела «хозяина» хотя бы из-за шкурного страха перед этим самым телом: вдруг не так посмотрит, возьмёт на заметочку.

И плевать, что и там и здесь – враньё и вызываемая им тошнота: зато «мы работаем». Так себе работа, если честно. Хоть запишись о «четвёртой власти» — какая тут власть, если одни поливают твою страну помоями, другие – карамелью? Ни одна почва не станет плодородной в этом случае: дышать земле просто нечем. Отсюда и недоверчивые взгляды у людей, когда видят журналиста. И не только немецкого. «Белым негром» тебя везде выставят.

А тот хмырь, который привёз туристов с подарками, после поездки все-таки извинился: «Прости, — говорит, — мы просто ничего о вас не знали. Крутая у вас страна. А народ – так вообще. Прости». Его-то я прощу – что взять с иностранца, к тому же интересующегося твоей страной и уважающего её, а вот с местных, «как бы русских», как они себя называют, спрос другой. Может, тоже в путешествие по России отправить? Авось поумнеют.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

РоссиясоциумтопЭстония