Искусство должно принадлежать народу или что объединяет психологию и акварель?

Яркий пример того, что это возможно произошел несколько дней назад в Одессе. Некая самодеятельная компания организовала выставку  «Парад цветов» в Одесском доме ученых. Полтора десятка художников «из народа», представили свои работы с изображениями цветов. Приятно удивила не только искренность и эмоциональность картин, но и достойный технический уровень исполнения.

Казалось бы, сегодня проще простого стать художником: закупи краски, кисти холсты, бумагу для акварели, возьми пару уроков и рисуй-пиши. А если у тебя есть достаточно денег, то небольшие галереи с удовольствием устроят твою персональную выставку с богатым вернисажем и приглашением прессы. А журналисты постесняются, получив обильное угощение, жестко критиковать, а будут скромно нахваливать.

Светлана Григорьева. Фото Алеси Карелиной-Романовой

Творческим лидером этой выставки стала Светлана Григорьева. Это далеко не первая выставка, в которой она экспонирует свои работы:  в ноябре 2018 года была персональная выставка на Мальте в галерее Школы Искусств, в марте 2019 года — выставка «Цветы» в галерее Медицинского Центра (Берлин. Германия), участвовала в групповой выставке «Море акварели». Ее творчеству посвящена монография Анны Носенко «Светорожденное искусство».

Григорьева – доктор философии в области медицинской психологии. Занимается изучением высших психологических функций и сферы бессознательного у детей и взрослых, взаимоотношений в семье, материнства и детства, взаимосвязи и объективно-обусловленных конфликтов поколений между детьми и родителями. С 2000 по 2014 годы в знаменитом «Доме с Ангелом» в Одессе, в рамках исполнения обязанностей психолога, она руководила отделением арт-терапии. А это более 350 вернисажей: групповых и персональных выставок произведений детей и профессиональных художников из Одессы, различных регионов Украины, многих стран Европы. А затем Светлана сама взялась за краски и кисти.

Танкер «Дельфи» на пляже Дельфин, Одесса. Фото Светланы Григорьевой

— После защиты диссертации, в 2015 году я впервые приехала к сыну в гости на Мальту. Я очень устала, но была совершенно счастлива и решила подрать себе краски и кисточки. Мальтийский воздух невероятно наполнен творчеством и вдохновением. С любого места открывается вид, восхищающий и побуждающий к творчеству.

Так родился первый цикл акварелей – «Виды Мальты», над которым художница работает всякий раз, когда снова попадает на этот чарующий остров.

— Каждая работа – это мое состояние внутри. Как «бурлит», так и рисую. Рисование – это посредник между природой и мною, который гармонизирует. По рисунку можно отзеркалить и откорректировать свои внутренние напряжения.

Рождественский букет. Фото Светланы Григорьевой

Не обошла вниманием Светлана и одесские морские пейзажи. В большинстве своем – это мотивы моря и побережья.

— Море – это то, из чего я состою. Иногда возникает ощущение, что оно внутри, я его хорошо чувствую. Мне тяжело рисовать деревья. Я как море! Я штормлю, я бурлю. Я с ним… Я – Оно!

А со временем возникла еще одна тема. Цветы! Вот об этом мы и решили поговорить со Светланой подробнее.

— Что для тебя цветы и почему ты их рисуешь?

— Для меня цветы — это медитация на чудо застывшего мгновения непостижимой красоты. Я впитываю собой их линии, движение стебля, характер листьев. Я проникаю в них и на время рисования, становлюсь им. Я не могу не рисовать цветы. Каждую неделю стараюсь выделить время для  этого священнодействия.

— А есть ли для тебя разница между цветами в вазе и цветами в природе?

— Разница между комнатными и цветами в саду конечно есть, потому что сама обстановка работы будет разной. Ни один рисунок я не делала с фотографии, поэтому чаще рисую комнатные цветы или цветы в вазе.

Вид на яхт-клуб. Одесса. Фото Светланы Григорьевой

— Какой или какие твои любимые цветы?

Не могу сказать какие мои Любимые цветы. Есть более понятные, а есть совершенно непостижимые в своей красоте — эти я рисую чаще.

— А какие самые непостижимые?

— Летние ирисы

— А в чем  их непостижимость,  с виду они простые?

— Уловить характер сложно, весенние ирисы понятнее. И ещё непостижимы розы

— В чем для тебя магия акварели и почему ты не обращаешься к традиционной живописи маслом или акрилом?

— Магия акварели в ее нежности, чувственности и загадочности. Акварелью легче отобразить пространство, передать воздушность. И ещё с ней легче в путешествии. Альбом и палитра красок не занимают много места. Рабочий инструмент в моей профессии — душа. И акварель даёт возможность увидеть мгновенно состояние моей души. Открытость, слышу ли я ее, чувствую состояние… в рисунке все моментально отражается и в то же время – пролечивается. Иногда акварель ложится и читается как акрил, более жестко и это сигнал — устала. И тогда я пишу несколько работ ,,по — мокрому,, и вымываю внутренне напряжение

Ирисы. Фото Светланы Григорьевой

— А ты не думала сменить профессию и стать профессиональным художником?

— Хотела бы стать профессиональным художником вначале пути, сейчас уже не догоню мастеров. Мне очень нравится жизнь профессиональных художников, но я сейчас профессионал в психотерапии и эту судьбу не изменить.

искусствоОдессасоциумтопУкраина