Эта поездка состоялась ещё в 2014 году, но только сейчас появилась возможность выпустить книжку. Вместе с ней художник покажет несколько своих живописных работ, написанных в Михайловском, и расскажет о других своих публикациях в эстонских и российских изданиях.
В интервью порталу Tribuna.ee Геннадий Ельцов признался, что до поездки чувствовал какой-то застой в жизни, а там как будто глотнул живительной влаги и почувствовал прилив творческих сил.
«Михайловское оставляет ощущение благого места, и, честно скажу, я ощущал в нём присутствие Пушкина, — признался Геннадий. — Он был не только великим поэтом, но и мудрым человеком, общался с государем, разбирался в истории и всё понимал, что происходило вокруг».
Художник напомнил, что в имение своей матери Михайловское Пушкин был сослан в 1824 году и находился в ссылке два года. Тем не менее уединённая жизнь в деревне не стала для него губительной. Напротив, он много писал, читал, размышлял. Геннадий процитировал поэта, посвятившего этому «пустынному уголку» своё первое стихотворение, написанное в Михайловском.
«Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья».
Путешествие за вдохновением
Художник заметил, что его «Пленэр у Пушкина» — «наблюдательно-дневниковые записки», то есть он писал то, что видел и в чём участвовал.
Было их всего из Эстонии десять человек, которых Объединение русских художников выбрало по конкурсу.
Все — профессионалы с соответствующим образованием и опытом, хотя и разных поколений, чьи имена в республике хорошо известны. Это Сергей Минин, Станислав Антипов, Владимир Бачу, Анатолий Умеренков, Эдуард Зенчик, Юрий Хорев, Алексей Шатунов, Айвар Рихкранд, тогдашний председатель Объединения Валерий Смирнов и сам Геннадий Ельцов.
«Из Таллинна мы выехали 10 мая, — сообщил художник. — В Тригорском нам выделили гостиницу на 20 дней, которую не нужно было оплачивать, потому что с администрацией этих мест была договорённость — каждый из нас подарит две свои работы, написанные на пленэре, музею. Приятно удивило то, что нам также выдали разрешение дополнительно поработать в интерьерах усадеб Тригорское и Михайловское, что было очень интересно»,
Их группа, как рассказал Геннадий, приехала на место в сумрачное дождливое время, и пару дней все ждали хорошей погоды. Когда солнце появилось, они вышли на пленэр. Каждый был свободен в своих действиях и своём выборе и мог разъезжать по всему району.
Первые впечатления
«Сам я как-будто всю жизнь ждал этого момента, — продолжил Геннадий. — Когда-то в школьные годы я побывал в Михайловском с экскурсией. Помню те солнечные дни и безмятежную радость, после чего меня туда постоянно тянуло. Приехав сейчас, я понял, почему — для меня там всё было как родное: и разлив реки Сороть, и кваканье лягушек, и белые пушистые зонтики одуванчиков».
В своей книжке-альбоме «Пленэр у Пушкина» он, описывая местную атмосферу, сообщает: «Животина в этих местах природно-приветливая. Всякий проходящий котик, будь то лесной или дворовый, при встрече приветствует протяжным мягким мяуканьем».
С трогательной теплотой рассказал Геннадий о бревенчатой избушке с мшистой кровлей — знаменитой Баньке в Тригорском, которая после восстановления в конце 70-х годов превратилась в музей, а 200 лет назад служила своим хозяевам по назначению. Здесь летом 1826 года Пушкин проводил время с друзьями — Языковым, Вульфом, приезжал и Дельвиг.
«Там спуск прямо к речке, как у меня на родине на Нарове, — добавил художник. — У нас точно такая была, мы из неё спускались и прыгали в речку. Я эту Баньку написал, холст получился большой — 60 на 80. Музей взял её в свою коллекцию. Вторая моя работа, оставшаяся в Михайловском, — Теребени. В этой деревне в Псковской области проживали родители Голенищева-Кутузова, знаменитого полководца. Там под старинным деревянным храмом находится их склеп».
Вспоминая «Евгения Онегина»
В Михайловском Геннадий Ельцов закончил около 15 работ и сделал много набросков. Первым впечатлением в масле о пушкинских местах стал его «Натюрморт в Тригорском» — веточки сирени в кувшине на подоконнике на фоне уходящих грозовых туч и пробивающихся сквозь них лучей солнца.
Художник признался, что, подойдя к скамье Онегина в Тригорском, которую он тоже написал, испытал необъяснимое чувство — ему показалось, что здесь он уже бывал. Скамья стоит в живописном месте под старой липой, и от неё открывается чудесный вид на Сороть, луга и поля. Отсюда и ощущения, выходящие за пределы чувственного опыта.
В семействе Осиповых-Вульф, владельцев этой усадьбы, к которым часто в гости приезжал Пушкин, эту скамейку называли «скамьёй Онегина», потому что именно в этом месте происходит свидание Онегина с Татьяной, описываемое Пушкиным в третьей главе романа «Евгений Онегин».
Живое дыхание истории
Савкина Горка — городище и небольшая деревня на берегу Сороти, расположенные в километре от Михайловского и входящие в состав Пушкинского музея-заповедника. Считается, что поселение входило в систему пограничных укреплений средневековой Руси и во время Ливонской войны было разорено войсками польского короля и великого князя литовского Стефана Батория.
На самой горке высится деревянная часовня. По словам художника, здесь Пушкин хотел поставить себе избёнку, сделать в ней полки для книг, но этого не случилось. Рядом с часовней — вросшая в землю каменная глыба. Это Саввин камень с крестом, на котором выбита дата — по нашему летоисчислению 1513 год, когда некий священник Савва водрузил этот крест на братской могиле русских воинов.
«В селе Петровском, бывшем имении Абрама Ганнибала, прадеда Пушкина, мы в его мемориальном доме писали интерьеры, — рассказал Геннадий. — Интересно было познакомиться с тем, что читал Ганнибал. На его столе лежали учебник арифметики и пособие «Юности честное зерцало», составленное по указанию Петра I для воспитания молодых людей — как они должны вести себя в обществе. В свете сегодняшнего дня это, конечно, производит впечатление».
В музее Пушкинских Гор он увидел икону, написанную известным современным иконописцем Зиноном, о которой раньше не знал, — икону «Митрополит Филарет и Пушкин». В своей книжке он рассказывает об их отношениях и переписке, а также о том, что митрополита Московского и Коломенского Филарета Репин изобразил на своей знаменитой картине «Пушкин на экзамене в Царском Селе». Филарет сидит в числе многочисленных гостей, слушающих юного поэта, читающего стихи, а с места в восторге от того, что слышит, приподнимается Державин.
«Пушкин — любимый поэт, в своей книжке-альбоме я его часто цитирую, — сказал в конце Геннадий Ельцов. — Нашу поездку в места, где рождались Его гениальные стихи и ступала Его нога, трудно переоценить. Она дала мне и моим коллегам серьёзный творческий импульс. По окончании командировки мы там же, на месте, сделали выставку всего, что успели написать, и такую же организовали в Центре русской культуры в Таллинне, когда вернулись домой. На презентацию 19 мая приглашаю всех неравнодушных к Пушкину и русской поэзии».
Читайте по теме:
Прогулка с Пушкиным: от Покровского до Кистенёвки. Премьера «Дубровского» в Русском театре
Валерия Бобылёва: Люди русской культуры, где бы ни жили, всегда будут обращаться к Пушкину