Мезенская роспись — именно её элементы Инна Тюрикова использует в своих работах — народный промысел, рождённый на берегах реки Мезень в Архангельской области. В ней много загадок. До сих пор искусствоведы спорят о её происхождении: возникла ли она из языческих верований северных народов, народов Средней Азии и Индокитая или более древних наскальных рисунков первобытных людей.
В любом случае, история мезенской росписи уходит корнями вглубь веков, несмотря на то, что окончательно её традиции сложились лишь в XIX столетии. Как сказала Инна в интервью порталу Tribuna.ee, хотя роспись древняя, выглядит она очень современно. Именно эта её особенность привлекла художницу, демонстрирующую, как старинную роспись можно вплести в «узор» сегодняшнего дня, дав тем самым ей новую жизнь.
Со слов Тюриковой, название выставки «M.ART» говорит о том, что мезень — её главная тема, при этом «мезень арт» имеет широкое толкование. В экспозиции представлены не только живописные работы Инны, в которых она использует геометрический орнамент и цвета, характерные для мезенской росписи, но и арт-объекты.
Случайное открытие
Инна Тюрикова училась в Эстонской художественной академии на факультете реставрации и иконописи, существовавшем в ней некоторое время, и добрым словом вспоминает своих педагогов: Андрея Лобанова, преподававшего фреску и витраж, Николая Меркурьева и Тийну Вейссерик, учивших иконописи.
Реставрационную практику она проходила в мастерской заведующей реставрационным отделом Псковского музея Наталии Ткачёвой. Сейчас Инна преподаёт в таллиннской художественной школе Bjarte и участвует в выставочной деятельности Объединения русских художников в Эстонии.
«С мезенью я познакомилась достаточно случайно, — продолжила Инна. — Однажды, более десяти лет назад, в Санкт-Петербурге в Доме книги на Невском проспекте мне на глаза попалась иллюстрированная энциклопедия, посвящённая русской росписи. Наряду с городецкой, хохломской и пермогорской, её автор представлял и мезенскую. Могу сказать, что по жизни с Русским Севером я никогда не была связана, мои родственники в России живут гораздо южнее. Тем не менее северная роспись меня захватила. Это была, можно сказать, любовь с первого взгляда».
Через короткое время после этого Инна стала использовать основные мотивы мезенской росписи в своей работе. Сначала расписывала её элементами одежду — джинсы, футболки, обувь, шляпы, все они представлены на выставке в Нарве. Были даже дублёнки, которые художница расписывала на заказ, поэтому в экспозиции их нет.
Потом она обратилась к садовому инвентарю и автомобильным аксессуарам, превращая их в арт-объекты. Есть среди них и садовая лейка, и бензиновая канистра, и колпаки на колеса, декорированные мезенским орнаментом. Имеется ещё серия маленьких расписных деревянных игрушек.
Магия древних узоров
«Лет пять назад я стала заниматься абстрактной живописью и поняла, что мезень будет уместна и там, — сообщила художница. — «Абстрактная мезень» — условное название направления, которое я сегодня исповедую, благодаря чему могу вложить в свои живописные работы больше смысла. Мезенская роспись очень графична и напоминает некое послание, передаваемое не словами, а знаками. Написание картины в таком случае можно сравнить с сочинением рассказа писателем или съёмками фильма кинорежиссёром».
В мезенской росписи всего два цвета — красный и чёрный, создающие тем не менее яркий и причудливый мир. Красный, который получали из глины, олицетворял жизнь, огонь, радость. Чёрный, получаемый из сажи, символизировал землю, космос, печаль.
Орнамент мезенской росписи состоит из простых элементов — это штрих, спираль, крест, волна, которые обеспечивают бесконечное графическое разнообразие. Каждый из них помогает заполнять пространство, подчёркивая энергию движения геометрических мотивов и линейных фигур мезенских птиц и животных.
Птица у народных мастеров считалась вестником счастья и добра, поэтому этот образ они широко использовали. Конь, тоже один из любимых их образов, был символом удачи и жизненной силы. Образ оленя означал связь с небесами, его рога олицетворяли мифическое Древо жизни. Людей в мезенской росписи мало, зато много стихий — дождь, ветер, солнце.
Мечты сбываются
Несмотря на то, что мезень — главная тема выставки «M.ART» Инны Тюриковой в нарвском «Ругодиве», открытой до середины сентября, художница готова от неё отступить, чтобы зритель увидел, что в своём творчестве она не замыкается в рамках одного направления и одновременно развивает сразу несколько.
«Кроме «абстрактной мезени», которая меня захватила, я пишу реалистические пейзажи, натюрморты, немного портреты — то, с чего я когда-то начинала, — объяснила Инна. — Ещё развиваю декоративную живопись. У меня есть серия декоративных котов, которую можно назвать так же, как в прошлом году называлась выставка, где они выставлялись, — «Коты и мечты».
Эти яркие оптимистичные работы Инны Тюриковой вдохновлены, как она сама призналась, Анри Матиссом. Художница думала, почему коты у неё получились чёрные, ведь дома у неё не то что чёрного, а вообще нет никакого кота. Потом через какое-то время она прочитала, что, оказывается, у Матисса были две любимые чёрные кошки, то есть цвет своих котов она угадала совершенно подсознательно.
«Изначально это был кошачий мир, но сейчас в нём появилась фигура человека, — заметила художница. — Только что я закончила работу, которая называется «Сладкоежки», где изобразила даму, кормящую котов мороженым. Она навевает воспоминания детства. Подобные мои картины, как говорят зрители, поднимают настроение и заставляют позитивно мыслить».
В конце Инна поделилась, что все свои работы с комментариями публикует в социальных сетях — Facebook и Instagram, где у неё много тематических альбомов, которые каждый может посмотреть, в том числе и с «абстрактной мезенью». В России традиционную мезенскую роспись в середине XX века потомки старых мастеров возродили, она жива, хоть и претерпела некоторые изменения, и Инна уверена, что будет жить и дальше.
Читайте по теме:
Художники Аншон-Тянав и Страхов проводят совместную выставку в Таллинне