В интервью порталу Tribuna.ee Эдуард Зенчик заметил, что женский образ его всегда привлекал. Не только в живописи, но и во всех его экспериментах женская линия — основная. При этом женские лица на картинах не списаны с натуры, это некий собирательный образ, вобравший в себя лица всех, кого он когда-либо встречал в жизни. При этом некоторые девушки вполне серьёзно утверждают, что узнают в них себя.
«В экспозиции — 40 моих новых работ, и это лишь малая часть того, что мной создано, — сказал Зенчик. — За 30 лет, занимаясь искусством, я написал сотни, если не тысячу картин. Персональных выставок тоже было очень много. Когда их число перевалило за сто, я перестал считать. Теперь, несмотря на то, что я продолжаю активно выставляться, когда меня спрашивают об их количестве, я неизменно отвечаю — больше ста».
Быстрота в работе и её интенсивность — не самоцель для художника, у которого всё получается самым естественным образом. Он просто делает то, что любит, не считаясь со временем и затраченными усилиями. В следующем году член Эстонского союза художников и Эстонского союза фотографов Эдуард Зенчик отметит своё 50-летие.
Един во многих лицах
Художник занят не только своими выставками. Как куратор художественных галерей в Силламяэ и Нарве — Sillart Gallery и A-Art Gallery — Зенчик устраивает в них выставки и своих коллег. В общей сложности за год осуществляет до десяти разных проектов, что совсем не просто из-за той ответственности, которая на него как на организатора ложится и которой во много раз больше той, что может взять на себя человек.
Так что если на очередном вернисаже кто-то увидит Зенчика бодрым и улыбающимся, с бокалом игристого в руке, это ещё не значит, что его жизнь — бесконечный праздник. Настоящая правда заключается в том, что художник прибыл «с корабля на бал». За всеми его шутками и тостами стоит то, о чём публика на выставке вряд ли будет думать, — большой труд.
В толпе гостей Эдуарда Зенчика можно без труда различить — он неизменно одет в чёрное: чёрная блуза, чёрные джинсы, такие же ботинки и чёрные очки. Как рассказал художник, чёрный цвет с ним давно, но так было не всегда — был период, связанный с коричневым цветом, период чисто белого. В чёрном, по словам Зенчика, он чувствует себя комфортнее, чёрный его защищает.
«Когда отдаёшь много энергии, то слабеешь, хочется ото всех закрыться, — продолжил Зенчик. — Кроме того на таких вечеринках, как вернисаж, чёрный цвет имеет преимущество и другого рода — если вдруг запачкаешься или прольёшь на себя что-то, не будет заметно. Но в моём творчестве чёрный цвет не доминирует. В новой экспозиции, например, о себе в первую очередь заявляет золотой».
Также, как утверждает художник, не надо искать никаких параллелей с Мистером Икс, арию которого так проникновенно исполнял Георг Отс. Он ничей образ не копирует, ни с кем себя не сравнивает, а живёт своей жизнью, оставаясь самим собой. При этом, при всей своей сегодняшней известности, Зенчик продолжает называть себя «неизвестным художником». И это нисколько не игра слов или какое-то баловство.
«В этом определении можно разглядеть некую иронию над собой, но главное — в другом: я сам о себе ещё не всё знаю, — объяснил Зенчик. — Мне всегда хочется испытать что-то новое, я постоянно экспериментирую, но лишь небольшую часть из моих экспериментов люди видят. Всё это и есть «неизвестный художник» Эдуард Зенчик. В каждом музее имеются картины, авторство которых доподлинно не установлено. У художников, их написавших, уже не спросишь, они ушли из жизни, так что единственный «неизвестный художник», с которым можно поговорить, это я».
Любимый город может спать спокойно
Родной город Эдуарда Зенчика — Силламяэ, в котором он живет и сегодня. В детстве и юности Эдуард много лет серьёзно занимался плаванием и несколько раз становился чемпионом Эстонии. Со спортом были связаны и определённые надежды, но в начале 90-х годов, когда Советский Союз прекратил своё существование, планы поменялись. К этому времени у него за плечами уже была художественная школа.
«Вообще, я с детских лет рисовал, — сообщил автор выставки Golden Love. — Маленький, мог часами за этим делом сидеть. Когда с плаванием было покончено, я прочитал книгу «Как формировать события своей жизни» и сказал себе — хочу быть художником. Всё время после этого, вплоть до поступления в Эстонскую художественную академию, я упорно занимался самообучением».
Со слов Зенчика, Силламяэ до сих пор остается его любимым городом, несмотря на то, что за прошедшие годы он много где побывал. Здесь всё есть — море, река, сосновый бор, берёзовая роща. Многие люди ради карьеры уезжают из маленьких городов в столицу, но у него в Силламяэ имеется просторная студия и созданы все условия для творчества. Помещение полуподвальное, но очень просторное и находится в ста метрах от морского променада — главного городского украшения.
«Свою любовь к Силламяэ я распространяю на весь Северо-Восток и хочу, чтобы искусство в нем процветало, — заявил Зенчик. — Скажу откровенно: быть художником в Ида-Вирумаа непросто. Я знаю, что для них важно и в чем они нуждаются. На помощь в решении подобных проблем тратится много сил и времени. Признаюсь, я бы сам хотел оказаться в числе тех, кому кто-то помогает. Впрочем, трудности заставляют относиться к себе более требовательно».
Самое интересное путешествие
Кроме республиканских союзов художников и фотографов Эдуард Зенчик входит и в разные другие объединения, например, в Symbol 4. У его членов — единый концептуальный взгляд на искусство, которое должно отвечать на все изменения, происходящие в мире. Каждый год в объединение вступает один новый художника из Ида-Вирумаа, так что сотрудничество ширится.
«Не могу выделить какое-то одно событие в своей жизни, после которого меня вдруг «открыла» публика, — добавил в конце Зенчик. — Я постоянно чувствовал и чувствую её интерес ко мне, что подтверждает и моя новая выставка в галерее Hearts Art в Таллинне. Её открытие прошло замечательно. С экспозицией Golden Love («Золотая любовь») можно познакомиться до 21 ноября».
Сейчас Эдуарда Зенчика пригласили в Латвию принять участие в фотовыставке Art Riga Fair, за которой последует череда местных проектов в городах Ида-Вирумаа. Самое же интересное для известного «неизвестного художника» путешествие — писать картины: чем больше он пишет, тем легче на свете жить.
Читайте по теме:
Игорь Круглов: Яков Рубинштейн — коллекционер с «хорошим глазом», любивший Эстонию
Участник разгромной выставки в московском Манеже, советский художник-авангардист открывается…