Первый фильм «Аптекарь Мельхиор» был с эффектом «вау». Яркий детектив, который смотришь, боясь упустить какую-либо деталь. По картинке пытаешься угадать, в каком же именно эстонском городе снят этот условный Таллинн XV века. Трупы, мухи, навоз, пирушки с пивом, нелепый фогт (средневековый чиновник, наделённый судебными функциями), глазища Мельхиора, любовные линии, монастырская эстетика, немножко мистики, неожиданная развязка. Эпично, мощно и, главное, динамично. Прям испытываешь гордость. Это. Мы. В Эстонии. Такое. Сняли. И эмодзи с накачанной бицухой.
Понятно, что «вау-эффект» от такого набора составляющих может быть лишь один раз, поэтому у второй части под названием «Призрак» была другая задача — в тех же декорациях и практически с теми же героями сделать нечто совершенно иное. Наверное, до конца её не удалось выполнить, но угол зрения, конечно, не такой, как раньше. Безусловно, это самостоятельный фильм. Он менее яркий по картинке, потому что события происходят ещё более тёмные и чаще всего ночью. А одна из важных локаций — подвал, пишет в кинорецензии на портале Wonderuum Виктор Фантанов.
Есть, конечно, некоторые отсылки к первой части, да и история отношений Мельхиора (Мяртен Метсавийр) с Кетерлин/Герке (Мария Йоханна Мяги) продолжается, но в целом это никак не влияет на понимание происходящего на экране. Конечно, не обойтись и без фогта (Ало Кырве), который любит вламываться в открытые двери, а также по делу и без него вытаскивать свой меч из ножен. Вот и теперь он призывает Мельхиора, помогшего ему в первой части, распутать новое убийство.
Ещё из первой части перешли пастор Роде (Майт Мальмстен) и молодой настоятель Доминиканского монастыря (Кен Рюйтель). Совсем немного на экране в этот раз комтура Ливонского ордена (Марко Матвере) и его помощников, которые имели более значительные роли в предыдущей истории. Пару раз мелькнёт на экране и колоритный палач Боде, которого играет более известный как стендапер Александр Попов.
Более комично проявляет себя во второй части монах Лодевик (Волли Кяро), проспавший всё самое главное. Порой и зрители, чуть отвлекшиеся от экрана, чувствуют себя в шкуре Лодевика и понимают, что нить истории куда-то ускользнула. Надо признать, что сумбура и оборванных сюжетных линий, как и в первой части, хватает. Так и хочется процитировать любимую фразочку фогта: «Никакого порядка нет!»
С первым фильмом роднит и концовка. Имя убийцы снова будет торжественно оглашено в зале Ратуши и опять не обойдётся без неожиданностей. И всё же это больше триллер, чем детектив. Благо, название подходящее — «Призрак». Но это точно не фильм ужасов, а если вдруг задумывалось попугать зрителя, то сия цель своего не достигла. Вряд ли кого-то уже сильно введёт в страх полная луна, появляющаяся временами в кадре.
Хотя жести хватает. Разнообразные способы убийств, отрубленные ноги, пытки. Любители БДСМ-практик насладятся бичеванием. Так что напряжение присутствует, а что ещё надо хорошему триллеру. Трагического и мистического происходит в начале фильма так много, что требуется потом время, дабы переварить, кто кому кем приходится в этой истории.
Ибо хватает и новых персонажей — жертвующий на возведение храма купец Госвин (умерший в июне 2022 года актёр Райво Трасс), его слуги Аннлин (Кармен Микивер) и Хайнц (Райн Симмуль), призывающая всех покаяться Оделе (Рийна Майдре), Маттиас с загадочной повязкой на лбу (Урсель Тильк), владелец публичного дома (Ало Курвитс), проститутка Хильде (Марис Нылвак) и многие другие.
Любители Русского театра с интересом понаблюдают за игрой Эдуарда Тее, который исполнил роль художника Зварте. Он привнёс во второй фильм параллельную таинственную линию, заявив Кетерлин, что знает, кто она на самом деле. Поэтому в любовных отношениях бросающих друг на друга тревожные взгляды Кетерлин и Мельхиора всё будет не так радужно. И хотя концовка оставит намёк на счастливое разрешение ситуации, есть большое подозрение, что и в третьей части фильма что-то встанет между этими двумя героями.
Новый комичный персонаж — стражник Тоомас (Тармо Мяннард) с Ратушной площади, которого взяли работать посменно, но забыли про то, что ему необходим сменщик. А Тоомас так хочет домой, к мамкиным щам.
И есть то, что все принимают за призрак утопившейся в колодце несколько лет назад дочери Госвина Доротеи, которую бросил жених Тиль. С появлением призрака начинаются таинственные убийства. Вначале с пути убираются те, кто слишком много знал. Мельхиор идёт по следу и выходит на новый труп — плывущий по реке Пирита. На этом трупе есть особенности, которые помогают аптекарю приблизиться к разгадке.
Несмотря на достаточное количество новых персонажей, очевидных вариантов для определения возможных злодеев не так много, как это было в первой части. И в этот раз интеллектуальные способности Мельхиора по выявлению подозреваемых, которые, надо признать, в предыдущем фильме раскрывались лучше, ещё проходят верификацию у палача дыбой и огнём. Но есть свои нюансы, поэтому, возможно, и будет удивление в концовке. В первом фильме развязка всё же была в стиле ближе к классическому детективу.
А когда все злодеи наказаны, зрителю теперь остаётся только ждать третьей части. И после просмотра второго фильма вы, думаю, догадаетесь, почему она будет называться «Дочь палача».
Читайте по теме:
В кинотеатрах Эстонии «обкатывают» захватывающий средневековый детектив
Аптекарь Мельхиор и тайна средневекового таллиннского призрака
«Аптекарь Мельхиор» — как снимают крутой исторический детектив