Музей МОЦАК – центр современного искусства в Кракове

Современное серое здание возникает неожиданно среди перекрестия путепровода, узковатых улочек с двух-трехэтажными домами характерного для середины прошлого века вида. Знаменитый Старый город Кракова остался за Вислой, а здесь уже промышленная зона, где располагалась, ставшая печально знаменитой, фабрика Оскара Шиндлера. Именно о событиях происходивших здесь повествует знаменитый фильм Стивена Спилберга. Но внутри все сразу меняется: сразу понимаешь, что попал в Храм Искусства. Только в очень современный, в такой, где молодые творческие личности готовы отправить на переработку образцы устаревшего, по их мнению, классического искусства. Ведь им так необходима, собранная веками и миллионами зрительских взглядов энергия античных мраморных скульптур.

Контрастное сочетание мрачных фотографий времен Второй мировой и разухабистых полуэротических композиций семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века… Переливающаяся желтая жидкость из одной головы Карла Маркса в другую и стилизованные конструкции на основе эпоксидной смолы. Традиционные аудио-визуальные композиции и внезапно каркающий ворон, конструкции из букв, создающие разные слова и много еще всевозможных концептуальных и нонконформистских произведений, есть даже композиция на основе сценографии Кристиана Лупы, наполненная всевозможными штрихами нюансами из 90-х, ждет своего зрителя в лабиринтах многочисленных залов и площадок (площадках) музея. А теперь побеседуем с одной из тех, кто организует для зрителей все эти неожиданные перфомансы и выставки.

Вид музея. Фото Алеси Карелиной-Романовой

Представляет свой музей Моника Козел  – его главный инвентаризатор и куратор.

– Чем отличается музей МОЦАК от аналогичных музеев современного искусства в других городах и странах?

– Есть много разных моментов, которые нас отличают от других музеев современного искусства. Если говорить о выставках, то с 2011 года мы последовательно, раз в год, устраиваем выставки из нашего титульного цикла «Цивилизация в искусстве». Речь идет об экспозициях на важнейшие темы современности, через восприятие художников. Уже состоялось 9 таких экспозиций. Первой была «История в искусстве». Это было связано с тем местом, где находится музей – на территории бывшей фабрики Оскара Шиндлера. Мы, таким образом, воздали  дань уважения истории этого места. Последняя была в апреле этого года: «Природа в искусстве». До этого мы рассматривали спорт, гендер и др. Мы  динамично реагируем на то, что происходит в мире. Природа сейчас находится под угрозой, близится экологическая катастрофа отсюда и под таким углом зрения наш интерес к теме природы. Кроме этого цикла мы проводим временные выставки, организуем проекты, издаем различные публикации, в том числе и относящиеся к Холокосту . Также мы проводим экспозиции, объединяющие визуальное искусство с литературой, например, в этом году это была композиция на основе работ лауреата Нобелевской премии Герты Миллер. И здесь мы показали междисциплинарный взгляд на современное искусство. Конечно, в нашей программе есть место и для молодых художников. Для этого существует «Галерея Рэ», в которой мы 1-2 раза в год демонстрируем работы студентов и выпускников различных Академии искусств не только Польши, но и из Австрии, Израиля. Также мы сотрудничаем с художественной школой в Иерусалиме. И в этом году начали взаимодействовать с Фондом визуальных  искусств, объявив open-call для молодых художников. Они к нам обращаются и тогда жюри, в которое входят представители музея, Месяца фотографии и Фонда, отберет художников, которые и примут участие в экспозиции в «Галерее Рэ».

Валерий Романов и Monika Koziol. Фото Алеси Карелиной-Романовой

Еще мы проводим собственные образовательные программы. У нас есть автобус, в котором размещена мобильная выставка. Эту деятельность мы начали в этом году, и уже посетили несколько городов в Малопольше. Внутри его размещены избранные экспонаты из коллекции МОЦАКа. Конечно, в основном это фотографии. Наши сотрудники проводят мастер-классы и рассказывают о коллекции. Аудиторией этой передвижной выставки становятся люди, которые не могут себе позволить приехать специально в большой музей, чтобы познакомиться с современным искусством. Наш образовательный отдел много внимания уделяет работе с  людьми с особыми потребностями. Например, для плохо видящих мы сделали несколько работ, основанных на наших экспонатах,  к этим объектам можно прикоснуться, которые издают звуки, если это соответствует характеру работы. Также мы разработали специальную таблицу для людей с отклонениями в развитии, основанную на пиктограммах и простых знаках.

Существует специальная программа и для работы с живущими в Кракове украинцами. Мы сотрудничаем с экскурсоводами, выходцами из Украины, которые проводят экскурсии на украинском и русском языках в музее и в образовательных мастерских.

Bjørn Nørgaard, Recycling Art, 2016, инсталляция. Коллекция MOCAK-а. Фото Алеси Карелиной-Романовой

Уверена, что наша коллекция достойна внимания, хотя и не является такой традиционной консервативной музейной коллекцией. На ее базе мы устраиваем  персональные выставки художников. Обычно принято, что музейная экспозиция рассчитана на несколько лет. А мы заменяем свои постоянные экспозиции ежегодно. Конечно, некоторые работы экспонируются постоянно. Например, работа Мирослава Балки «7+1» – это огромные цилиндры соли, выставленные в ряд. Она стоит на своем месте, и мы не планируем ее никуда прятать или передвигать. Но большинство работ заменяем ежегодно и де-факто не имеем такой постоянной экспозиции коллекции.

–  Как формируется ваша постоянная коллекция?

–  У нас есть несколько направлений, по которым мы формируем свою постоянную коллекцию. Это, прежде всего, художники, связанные с Краковом. Собираем мы работы художников-концептуалистов и художников, относимых к постмодернизму. Также нас интересуют работы, являющиеся более широким отражением концепций экзистенциализма. Мы стремимся познакомить нашего посетителя с современным искусством. Легче всего это делать через работы, которые содержат более глубокую экзистенциальную мысль, которая четче воспринимается зрителем. Собираем мы и работы молодых художников. Большинство авторов наших экспонатов из Польши, но мы не привязываемся к какому-то конкретному географическому региону. Есть у нас работы из Израиля, Палестины, Южной Кореи. Есть у нас и украинские художники: Анатолий Белов, Олег Тистол, Никита Шаленный.

Временные наши выставки мы меняем три раза в год: два основных вернисажа происходят в апреле и ноябре, несколько меньший происходит в июне.

Live Factory 2: Warhol by Lupa. Фото: Rafał Sosin

–  А какой лично Ваш любимый экспонат?

–  Мне трудно говорить за весь музей. Я с привязанностью отношусь к всем работам из нашей коллекции так как я в процессе своей работы каждый раз открываю что-то новое, а на сегодняшний день мои симпатии на стороне Станислава Дружджа и его бокса, на стенах которого написаны буквы. Они не создают такой последовательности, как в слове «между», но внутри мы можем обнаружить это слово и прочесть его, но скорее мы его физически ощущаем  это слово: мы же находимся между стенами, между буквами, между полом и потолком, и между людьми. Как оказалось, это одна из самых популярных работ. Посетители часто делают там селфи и размещают в соцсетях.

–  Эта работа напоминает зеркальный лабиринт Леонардо.  

–  Да, что-то в этом есть.

Stanisław Dróżdż, Между, инсталляция, 1977/2004, коллекция MOCAK-а. Фото: R. Sosin

–  В чем состоит главная цель, главная миссия музея?

–  Прежде всего: подружить посетителя с современным искусством.

Мы хотим изменить отношение рядового посетителя к современному искусству, как к очень элитарному, базирующемуся на контроверсиях. Ведь, напротив, современное искусство является прекрасным инструментом отражения действительности. Современные художники затевают дискуссию со зрителем своими произведениями, показывают наиболее болезненные проблемы современности. Поэтому мы стараемся привлечь посетителя к современному искусству и сделать его предметом публичных дебатов, широкого обсуждения.

Mirosław Bałka, 7+1, 1998/2011, скульптура. Коллекция MOCAK-а. Фото: Rafał Sosin

–  Как Вы считаете, каким путем пойдет дальше современное искусство? Чего нам ждать?

–   Как я вижу, так уже несколько отходит на задний план увлечение новыми медийными средствами. Сейчас многие возвращаются к традиционным способам выражения своего творчества, например к живописи. Надеюсь, что произойдет возврат к традиционным средствам и в этом будущее. Но важным аспектом будет и общение. У каждого из нас есть телефон, каждый делает снимки и располагает возможностью выставить их на всеобщее обозрение. Это непрофессиональное движение уже стало мощным голосом в мировой культуре. Так что поживем — увидим.

искусствоПольшатопУкраина