Давайте негромко, давайте вполголоса… DU, DU HAST, DU HAST MICH! Возможно, именно Rammstein звучит в наушниках-вкладышах Медведя, когда он сбегает от Принцессы. А, может быть, и сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Загадка! На неё я вам ответа не дам, порассуждаем о других аспектах постановки, пишет Виктор Фантанов (wonderuum.ee).
Сказка, музыка, танцы, куплеты, шутки, выстрелы, любовь и политическая сатира — всё сошлось в «Обыкновенном чуде» и сделало его нескучным для разношёрстной публики любых возрастов. Но так всё это было и в фильме Марка Захарова, возразите вы. Да, отчасти спектакль Сергея Голомазова — дань уважения культовой киноленте, и, конечно, все музыкальные хиты и эпичные фразочки (именно в том виде, как они были у Захарова, а не в тексте пьесы) перекочевали. Но музыкальных номеров в спектакле значительно больше, и это уже отсылка не к фильму, а к поставленному в Москве в 2010 году мюзиклу с музыкой Геннадия Гладкова и либретто Юлия Кима. И вот, имея такой мощнейший фундамент, режиссёр не только его не разрушил, но и сумел построить функциональное, современное здание.
Архитектурная метафора возникла неслучайно. С первых минут обращают на себя внимание декорации (художник-оформитель Михаил Краменко), которые выстраивают мир Волшебника (Александр Ивашкевич). Сразу становится ясно, кто здесь главный и кто решает, по какому пути пойдёт сказка. Оформление спектакля построено на противопоставлении Волшебника всем остальным персонажам. Главный элемент — вращающаяся сфера (остов глобуса), на которой Волшебник творит: смотрит сверху вниз на своих персонажей, вносит правки, раздаёт новые роли. В этом мире критиковать его может только Жена (Наталья Мурина), да и то не сказать, что он всегда прислушивается к её замечаниям.
Герои спектакля пользуются не только сценой, но и другим театральным пространством. Балкон, партер, дверь в зал — всё сыграет свою роль в жизни волшебного королевства. А правит в нём музыка. Персонажи даже больше поют (кто как умеет и в разных стилях) и танцуют, чем говорят. Тем ценнее тот текст между песен — очевидно, что написанная в 1954 году Евгением Шварцем пьеса не потеряла актуальности. И в Короле, и в Министре-администраторе, и в Первом министре, и в придворных, говорящих властителям всё, что им угодно, кроме правды, можно узнать черты и нынешних политических деятелей.
Важна фигура Палача (Станислав Колодуб). У него нет своей песни, но он тоже музыкален. Ведь свой главный инструмент — топор — Палач носит в футляре от скрипки. Биполярный Король (Сергей Фурманюк) постоянно всех приговаривает к смерти, но потом благополучно об этом забывает, поэтому работа у Палача спокойная. Главное, с достоинством носить футляр. Удивительно, но когда власть в королевстве захватывает Министр-администратор (Илья Нартов), наделённый автором всеми самыми мерзкими чертами характера, услуги Палача становятся никому не нужны, и ему приходится идти работать в газету — писать стихи. Впрочем, поэзия бывает разной, и иной глагол рубит похлеще топора.
О силе ядовитых слов и вернувшейся моде писать доносы в спектакле вспоминают дважды. Сначала Король говорит о том, что ему приходится постоянно разбирать донесения министров друг на друга, а потом и Охотника характеризуют как мастера писать доносы на коллег по оружию. Ну и, конечно, как нельзя актуальной в эпоху соцсетей стала фраза “Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны”.
Король в спектакле выглядит как рэпер (наверняка это дань сыгравшему в фильме Захарова Евгению Леонову, которого за песню Винни-Пуха считают первым советским хип-хопером). Златая цепь на дубе том и всё такое. Хоть Король и мнит себя деспотом, здесь он больше похож на накокаиненного нового русского, которого прёт то пошалить на грани фола, то превратиться в папашу-милашу. И показателен его последующий уход из политики в пчеловодство. Сразу вспоминается жизненный путь ныне покойного Юрия Лужкова — от полноправного хозяина столицы России до пасечника на пенсии. Да, и Винни-Пух тоже любил мёд.
Министр-администратор, как и положено, выглядит настоящим дитём порока. Обаятельный, циничный, хитропопый, трусливый сибарит. И, разумеется, как и во многих спектаклях с участием Нартова («Тартюф», «Антигона», «Ричард III»), не обходится без мини-стриптиза, в этот раз под хитовую «Бабочку крылышками». Мощно раскрылся в спектакле образ Первого министра (Дмитрий Кордас), который в фильме Захарова был неприметен. Министр влетел на сцену с моментально врезающейся в мозг песней про «с дыркою пальто», исполнив её ещё и в акробатическо-танцевальном дуэте с Женой волшебника.
Лихо появляется в спектакле и трио придворных дам — Эмилия (Екатерина Кордас), Аманда (Марика Отса) и Оринтия (Александра Левицкая). Они поют про самое главное женское желание — поскорее помыться после долгой дороги и желательно с мылом, а то у них всю косметику и парфюмерию отобрал Министр-администратор. И так хорошо становится после горячей ванны, что когда Король спрашивает совета, как помочь влюблённой дочке, грозя плахой, то Аманда отвечает просто: «Мы уже помылись и готовы к смерти».
И о любви. Она разная. Волшебник и Жена показывают, как надолго можно сохранить любовь, если экспериментировать и удивлять. Эмилия и трактирщик Эмиль (Дмитрий Косяков) дают шанс вернуть любовь тем, кто утратил её много лет назад. Есть второе дыхание, и можно наслаждаться друг другом и после сорока, хотя Волшебник и называет эту парочку дурачками. И даже престарелый Охотник (Сергей Черкасов) находит своё счастье с Амандой и даёт своим трём детишкам связанные со стрельбой имена. А Оринтии достаётся сам Первый министр (немного не по пьесе, зато картина близких отношений становится ещё шире).
Главный же дуэт — Медведь (Александр Жиленко) и Принцесса (Анастасия Цубина). Они, если честно, как пел Игорь Николаев, не пара, не пара, не пара. Этот диссонанс подчёркивается и тем, что Принцесса заливисто поёт, выжимая максимум из своего вокала, а Медведь скорее проговаривает свои песни. В общем, там всё сложно, герои не ищут лёгких путей и даже фехтуют друг с другом, грозятся создать другие отношения. Мучают себя и партнёра. Всё, как в жизни. И поможет только обыкновенное чудо.
“Обыкновенное чудо”
Премьера в Русском театре Эстонии — 26 августа 2022 года.
Режиссер: Сергей Голомазов (худрук Рижского Русского театра)
Художник: Михаил Краменко
Художник по свету: Антон Андреюк
Хореограф: Ольга Привис
Ассистент хореографа: Аллар Валге
Аранжировка: Александр Жеделёв
Педагоги по вокалу: Эда Захарова, Ксения Россар
Постановка боёв: Дмитрий Кордас
Помощник режиссёра: Лариса Черкасова
В ролях: Александр Ивашкевич, Александр Жиленко (Даниил Зандберг), Анастасия Цубина, Наталья Мурина, Сергей Фурманюк, Илья Нартов, Екатерина Кордас, Дмитрий Косяков, Дмитрий Кордас, Марика Отса, Сергей Черкасов, Александр Домовой, Станислав Колодуб, Александра Левицкая.
Читайте по теме:
Тургеневский «Нахлебник» на мызе Сагади — игра в поддавки на выживание