Соостер и Буньков: Наша выставка, отменённая в Тарту, всё же состоится, но позднее

Тенно Пент Соостер и Сергей Буньков — израильские художники. С творчеством первого из них эстонская публика знакома. На протяжении ряда лет работы Тенно Соостера экспонировались в разных местах в Эстонии. Тенно — сын Юло Соостера, известного эстонского художника-графика и одного из представителей советского авангарда, и является членом Союза художников Эстонии.

Тем не менее его совместную с Сергеем Буньковым выставку, посвящённую буквам еврейского алфавита и намеченную к показу в Эстонском национальном музее в Тарту в будущем году, руководство музея в нарушение всех договорённостей месяц назад отменило. Решение администрации, ничем серьёзно не обоснованное, не остудило пыл художников, и Тенно с Сергеем, проделавшие к тому времени значительную часть работы, решили её завершить.

Более того, с предложением провести выставку у себя выступил другой эстонский музей — Тартуский художественный, так что инцидент, наделавший столько шума в прессе, можно считать исчерпанным. Об этом оба художника заявили в эксклюзивном интервью порталу Tribina.ee и рассказали о себе и своём творчестве.

Нехожеными тропами

В Израиле они живут уже давно: уроженец Москвы Тенно Соостер — 30 лет, а Сергей Буньков, репатриировавшийся из Биробиджана, — 25. Оба, прежде чем образовался их творческий тандем, работали самостоятельно каждый в своей области. Тенно, сотрудничавший в Москве с «Союзмультфильмом», был художником-мультипликатором, потом обратился к печатной графике. Сергей работал, и довольно успешно, со стеклом. Оба выставлялись в Израиле и за границей, в том числе в России, были знакомы между собой и в какой-то момент, лет десять назад, решили объединить творческие усилия.

Тенно Соостер (слева) и Сергей Буньков. Фото из личного архива

 

«Мы стали вместе выставляться и свой тандем назвали «Тропы», — начал Тенно. — Каждый в творчестве идёт своей тропой, но при необходимости может часть пути проделать вместе с товарищем. Это, кстати, позволяет объединяться на время и с другими художниками. Однажды мы с Сергеем решили создать вместе серию офортов «Буквы еврейского алфавита» и стали вдвоём работать над каждой цинковой пластиной, посвящённой одной из букв. Кто-то начинает работу, другой продолжает, возвращает первому и так далее. Ильф и Петров вместе так писали, ну а мы вместе рисуем».

Офорт из серии «Буквы еврейского алфавита». Изображение предоставлено художниками

 

«Наши офорты — чёрно-белые, — продолжил Сергей. — Эту классическую форму, известную со Средних веков, в которой работал Дюрер, мы оставили, используя одновременно и то новое, что с тех пор в этом деле появилось. Работа трудоёмкая и технически разнообразная, бывает, что мы спорим. В офортах скрыта богатая гамма эмоций, связанных с нашим отношением к буквам, природе, миру, в котором живём, и происходящим событиям. Например, начинали мы во время пандемии, и некоторые офорты отражают переживания, с ней связанные».

Художники рассматривают числовое значение букв, так называемую гематрию. Также в их офортах можно найти отсылки к известным мастерам прошлого и настоящего — от Брейгеля до Дали. Тенно и Сергею осталось закончить последние два офорта, всего же их 22 — столько всего букв в еврейском алфавите. Считается, что в них кроется глубокий смысл. Некоторые утверждают, что с их помощью был сотворён мир. Также алфавиты многих мировых языков произошли от еврейского, да и само слово «алфавит» происходит от названий двух первых его букв — «алеф» и «бет».

Офорт из серии «Буквы еврейского алфавита». Изображение предоставлено художниками

 

Полоса препятствий

О выставке весной будущего года в Эстонском национальном музее художники из Израиля договорились с его руководством год назад. Дело в том, что в 2024 году исполнится сто лет со дня рождения Юло Соостера — Тенно решил побывать в Эстонии и узнать, как это событие намереваются отметить в республике. Оказалось, что в Тарту, объявленном культурной столицей Европы 2024 года, собираются делать большую выставку сюрреализма, и работы его отца войдут в неё. Заодно Тенно показал в Эстонском национальном музее несколько офортов из совместной с Сергеем серии, посвящённой еврейскому алфавиту.

«Надо отметить, что наши офорты сопровождаются анимацией, которую каждый может видеть на своём смартфоне, — заявил Тенно Соостер. — Для этого существует специальная программа. Тогда картина оживает и наполняется новым смыслом. Есть у неё и звуковое оформление. Когда я представил наши офорты с мультипликацией руководству Эстонского национального музея, мне сказали, что это ровно то, что музею нужно, потому что полностью отвечает концепции его работы. Мы с Сергеем получили официальное письмо с приглашением и заключили договор, как обычно делается, когда художников приглашают куда-то с выставкой».

Очередной офорт готов. Художник Тенно Пент Соостер. Фото из личного архива

 

«Мало того, что создание офортов — процесс трудоёмкий, так мы ещё рассчитывали нашу выставку соответствующим образом оформить, пригласив к сотрудничеству одного израильского композитора, — сообщил Сергей Буньков. — Более того, значение каждой буквы алфавита должно быть объяснено в сопровождающем её тексте, который взялся составить известный израильский поэт и культуролог Михаил Король. Кстати, в 80-е годы он занимался переводами эстонской поэзии на русский язык и публиковался в эстонских журналах, поэтому, зная эстонский, он даже начал этот текст переводить. Мы находились на финишной прямой в подготовке выставки, когда вдруг в начале июня получили письмо из музея, в котором сообщалось об отказе от неё».

Получилось! Художник Сергей Буньков. Фото из личного архива

 

Как рассказали художники, в письме говорилось, что в свете происходящего в Украине эстонское государство запрещает музею сотрудничество с лицами, которые отождествляют себя в качестве русских художников, сколько бы они не жили в другой стране и какое бы гражданство не имели. Подобное признание их возмутило, не верилось, что его могли сделать люди, руководящие национальным музеем. Поняв, что отказ оформлен не лучшим образом, дирекция музея поспешила отправить второе письмо, составленное, впрочем, так же неуклюже, как и первое.

«В нём сообщалось, что планы музея изменились, — пояснил Тенно. — Их больше интересует угро-финская тематика, а мы в этот формат не укладываемся, хотя ещё недавно заявлялось прямо противоположное. В обоих случаях письма с приглашением и отказом были подписаны одним и тем же лицом. Тем не менее нашлись в Эстонии мужественные люди, не побоявшиеся выступить наперекор политическим условностям. И в результате мы получили приглашение от другого музея — Тартуского художественного».

Офорт из серии «Буквы еврейского алфавита». Изображение предоставлено художниками

 

Всему дано продлиться

Музейные планы составляются обычно на пару лет вперёд, поэтому выставка офортов израильских художников, посвящённая еврейскому алфавиту, состоится в Тартуском художественном музее в 2026 году. Тенно и Сергей заметили, что само обидное в этой истории то, что свои офорты, те, что готовы к настоящему моменту, они уже успели показать в украинском Херсоне. Открывал экспозицию главный раввин вооружённых сил Украины, на открытие пришли члены еврейской общины города, и все были в восторге. До сих пор художников благодарят в социальных сетях.

«Отказ Эстонского национального музея задел за живое своей несправедливостью, — признался Сергей Буньков. — Но мы с надеждой смотрим в будущее и верим, что сотрудничество с эстонскими музеями и галереями продолжится. Приглашаем всех на нашу будущую выставку. Может быть, из Израиля приедут наши друзья и поклонники, которые всегда бывают у нас на вернисажах. Будем рады видеть и новых зрителей».

Офорт из серии «Буквы еврейского алфавита». Изображение предоставлено художниками

 

Тенно и Сергей сказали, что хорошо знают взыскательный вкус эстонской публики и её интерес ко всему новому. В 2019 году их совместная выставка «Кольцо змеи» в Таллинне, в галерее Vabaduse, была признана лучшей в сезоне, её посетило больше всего зрителей. Запомнилась таллиннцам и резонансная выставка в галерее Vaal в 2013 году. Правда, тогда работы Тенно экспонировались вместе с рисунками его отца. Художник-нонконформист, участник «бульдозерной выставки», Юло Соостер познал тяготы сталинских лагерей, и его рисунки отражали лагерный быт.

«Не всё в них мрачно, ведь именно в лагере он познакомился с моей мамой и они полюбили друг друга, — добавил Тенно Пент Соостер. — Именно отец преподал мне первые уроки рисования. Он умер рано, так что поговорить с ним особенно я не успел. Спустя годы мне посчастливилось работать над мультипликационным фильмом «Школа изящных искусств» режиссёра Андрея Хржановского о творчестве отца. Свой внутренний диалог с ним я веду до сих пор, что нашло отражение и в нашей с Сергеем серии офортов, посвящённых еврейскому алфавиту».

Читайте по теме:

«Время! Я тебя миную». Художник-график мирового масштаба из Эстонии Владислав Станишевский

Выдающаяся графика Эстонии — мифологический древний мир

Выставка памяти Юри Аррака — визитная карточка эстонского искусства

выставкаграфикаискусствоСергей БуньковТартуТенно Пент СоостертопЭстонский национальный музей