Сварчевская: создание гобелена требует большой самоотдачи, при этом результат часто непредсказуем

В лютеранской церкви Яани в Таллинне проходят не только концерты духовной музыки, но и выставки. Уже много лет в её правом крыле действует выставочная галерея, в которой недавно открылась представительная выставка гобеленов, автор которых — эстонская художница по текстилю Людмила Сварчевская.

Её имя давно и хорошо известно не только в Эстонии, но и в Европе. В интервью порталу Tribuna.ee художница сказала, что работы для экспозиции тщательно отбирались, чтобы в высоком пространстве храма их «звучание» было наиболее гармоничным. Выставка будет открыта до 1 марта.

Людмила Сварчевская в своей домашней мастерской. Фото из личного архива

 

Нити творчества

«Инициатором и куратором выставки является дьякон Эркки Юханди — человек высококультурный, подлинный подвижник, — сообщила Людмила Сварчевская. — Он приглашает художников, ориентируясь на их профессиональную репутацию и зная, что их работы не нарушат сакрального пространства. Он же предложил и название выставки — «Ühendavad lõimed» («Соединённые нити»)».

Название точно отражает специфику гобеленового искусства. Цветную поверхность такого ковра образует мягкая пряжа, переплетающаяся с прочными нитями основы, не заметными на его поверхности, на которых создаваемая композиция и держится.

На выставке представлена коллекция Людмилы Сварчевской, состоящая из десяти работ разных лет. Часть их отличается холодным колоритом, другая выглядит гораздо мягче и теплее. Среди первых — «Линия судьбы», где подтекстом служит стихотворение Поля Элюара «Свобода», которое на оккупированный Париж разбрасывали ночью, как листовки, с легкомоторных самолётов бесстрашные французские лётчики.

«Волшебство снега» созвучно стихотворению Бориса Пастернака. Впервые показывается в Таллинне большой гобелен «Странствия Северного Орфея», созданный в прошлом году. В определённом смысле тема этого произведения связана со странствиями поэта-бродяги Тоомаса Нипернаади, героя одноименного романа эстонского писателя Аугуста Гайлита.

Гобелены Людмилы Сварчевской в церкви Яани. Фото А. Айсберга

 

Технически сложная вещь «Чары Арктики» — дань уважения венецианским интеллектуалам Доретте Даванцо Поли и Пьеро Лукке, которым, по словам художницы, она многим обязана. Завершает первый ряд гобелен «Мир и спокойствие», имеющий подтекстом стихи Юхана Вийдинга, Давида Самойлова и одну из новелл Антона Чехова.

Работы, объединённые тёплым колоритом, — «Золушка», «Вертикальный маршрут», «Орфей», «Лицензия на объединение чувств» и «Меркуцио». При этом их композиции насыщены динамикой, и каждая имеет свой собственный лирико-драматический характер.

Всё должно следовать законам гармонии

Текстильное искусство второй половины XX открыло богатый спектр технических возможностей. Для достижения максимального эстетического напряжения Людмила Сварчевская использует в своих работах различные техники ткачества. Одновременно она разработала собственную уникальную технику, сочетающую ткачество с кружевоплетением, что позволяет создавать «воздушные объёмы», формирующие пространственные композиции.

Чтобы обогатить цветовую палитру и создать выразительную композицию, художница импровизирует, комбинируя различные виды пряжи, используя шнуры, верёвки, ленты, полоски лайкры, металлические нити, сизалевые волокна растительного происхождения, проволоку, рыболовные сети и прочее. При этом произведение должно следовать законам гармонии, в нём нельзя допускать ничего искусственного, будь то цвет, пропорции, ритм или тональность.

Процесс создания монументальной работы для Пярнуского спорт-холла. Фото из личного архива

 

«Важно чувствовать материал и использовать его потенциал, — продолжила Сварчевская. — Признаюсь, что сомнения меня никогда не покидают, потому что процесс работы представляет собой преодоление аморфной природы используемых материалов и требует большой самоотдачи. Его результат всегда непредсказуем и становится ясен лишь спустя некоторое время. Прав был Яан Каплинский, сказав, что «легко быть трудным, трудно стать лёгким».

Для Людмилы Сварчевской создание каждой новой работы подобно сотворению мира. Эту задачу невозможно выполнить не переживая и не мучаясь. Тем не менее творческий процесс, несмотря на его трудоёмкость, приносит ей счастье и радость, а возникновение по его завершении новой гармонии рождает невероятное чувство собственных сил.

Насыщенный год

«Личный стиль художника развивается на протяжении всей его жизни, и каждая новая работа неизбежно влияет на его творческий почерк, — заявила мастер гобелена. — При этом его задача — замечать все непредвиденные, случайные моменты, позволяющие сохранять свежий взгляд на творчество и защищающие работу от превращения её в рутину».

Весь прошедший год после персональной юбилейной выставки в Доме Хопнера в Таллинне Людмила Сварчевская много выставлялась. Например, в ходе выставки в Музее Вырумаа лауреатов премий Эстонского союза художников по текстилю 2024 года прошла еёперсональная выставка, связанная с награждением художницы «elutööpreemia» — премией за дело всей жизни.

В декабре в Тарту в галерее «Паллас» состоялась традиционная годовая выставка Союза художников по текстилю, для которой Людмила Сварчевская создала новый большой гобелен «Странствия Северного Орфея», тот самый, что сейчас демонстрируется в церкви Яани.

«Дорогие для меня воспоминания связаны с мероприятиями, проходившими в прошлом году в Италии, — добавила художница. — Одно из них — V биеннале LeArtiPossibili в Милане, где я участвовала уже четвёртый раз. Это для меня подарок судьбы. Каждая такая поездка дарит богатые впечатления и очень важные профессиональные контакты».

Фото А. Айсберга

 

Итальянские грёзы

Людмила Сварчевская призналась, что говорить о влияния на неё итальянского искусства можно бесконечно. Для этого есть все основания, начиная с детства, когда она, как зачарованная, слушала по радио трансляции итальянских опер. Тогда телевизоры в домах были крайней редкостью, и их персонажи с их чудесными голосами оживали лишь в её воображении. Музыка питала детскую душу и была ей необходима.

«Позже на экранах кинотеатров появились итальянские фильмы, после которых взрослые плакали навзрыд, — рассказала Сварчевская. — Среди них — «Ночи Кабирии» Федерико Феллини, смотреть который не разрешалось детям до 16 лет, и «Укрощение строптивой» Франко Дзеффирелли, где все видели воплощённым Высокий Ренессанс. Потом были фильмы Витторио де Сика, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти и снова Феллини и Дзеффирелли».

Огромное значение для неё во время учёбы в Москве имели выставки итальянской живописи в московских музеях, музеях Санкт-Петербурга, Будапешта, позже Парижа и итальянских городов. Италия со своим богатейшим прошлым остается для неё местом паломничества. Как только появляется малейшая возможность, она устремляется туда вновь.

«Впечатления от мозаик Равенны, от неисчислимых богатств Болоньи, Падуи, Венеции, Милана, Пармы, Феррары, Удине, Форли, Палермо щедро одаряют душу и поднимают планку для собственного творчества, — заметила художница. — Кроме того, в Италии у меня прошли три персональные выставки, в связи с которыми появились драгоценные публикации, и уже многократно я имела счастье участвовать там в коллективных выставках. Надеюсь на их продолжение».

Работы мастера гобеленов Людмилы Сварчевской на выставке «Соединённые нити». Фото А. Айсберга

 

Справка

Людмила Сварчевская — член Эстонского союза художников и Эстонского союза художников по текстилю, итальянской ассоциации LeArtiPossibili.

Окончила Московское художественно-промышленное училище имени Калинина и в 1978 году Эстонский художественный институт по специальности «текстиль и мода».

Работала на текстильных предприятиях Эстонии, преподавала, с 2005 года является свободным художником.

Читайте по теме:

В Таллинне появилась «карта искусства»

В розовом павильоне искусств в Ласнамяэ утверждают: «Есть ещё куда расти!»

«Сады» Тани Муравской в Рийгикогу помогут отвлечься от бесконечного инфопотока

выставкагобеленыискусствоЛюдмила СварчевскаяТаллиннтопцерковь ЯаниЭркки Юханди