В интервью порталу Tribuna.ee художник сказал, что время года для него имеет решающее значение. Лето даёт возможность работать на пленэре, это его любимое занятие. Именно там, на открытом воздухе, создаются его живописные полотна, поэтому значительная их часть на выставке залита солнцем.
Впрочем, и зима вдохновляет художника. Пусть красивых дней в ней меньше, но снег, который лежит везде, воодушевляет, что отражается на творчестве. Фотографической точности в картинах Владимира Бачу нет. Главное для него — передать состояние, переживаемое им в момент работы.
Творческая свобода
Владимир Бачу родился в Молдавии, там же получил профессиональное образование, окончив в Кишинёве художественное училище имени Репина. Но становление его как художника произошло в Эстонии, Таллинне, куда он приехал почти 40 лет назад. За всё это время Бачу написал больше тысячи работ, многие из них разошлись по миру. Основной жанр, в котором он работает, — пейзаж, как природный, так и городской.
Творческую свободу художник ощутил не сразу. Несколько лет после окончания училища ему казалось, что ученический процесс ещё продолжается. Рисуя, он как-будто выполнял задачу, которую перед нами ставил преподаватель. Самостоятельность пришла, когда почувствовал себя свободно в пейзаже.
«Выходя на пленэр, я переживаю необычное состояние, растворяясь в работе, в которой участвуют и птицы, и ветер, — поделился художник. — Через несколько часов, будто очнувшись, вижу перед собой готовое произведение. При этом моё авторство сомнительно, ведь мне помогало много разных стихий. Подобного не бывает в мастерской».
Большое влияние на Бачу оказали импрессионисты и фовисты, в первую очередь Дерен, потом Матисс и Дюфи. Яркий, насыщенный цвет был главным элементом их работы. Цвет можно использовать, чтобы создавать пространство, а можно, как делали это они, пользоваться им для передачи определённого душевного состояния.
Волшебство пленэра
Выставку «Немного лета в январе», которая будет работать до 17 марта включительно, открывали её куратор Ольга Любаскина, посол Республики Молдова в Эстонии Ион Стэвилэ и сам художник. По его словам, летние солнечные дни наперечёт, их жалко терять, устраивая выставку летом, поэтому традиционно она проходит в холодное время года.
В экспозиции представлено около пятидесяти живописных работ Владимира Бачу. Все они, за исключением двух картин из Венеции и одной из Молдавии, посвящены Эстонии, в том числе Таллинну и его окрестностям. Яхты в Пирита, черепичные крыши Старого города, вид на столицу с полуострова Пальяссааре, зима в Нымме, где дольше всего держится снег, потому что район находится вдали от моря. Маки в Падизе и курзал в Хаапсалу, берег залива в Суурупи и заброшенное таинственное место в Виймси с сарайчиком для лодок.
«Я пишу интуитивно, — заметил Бачу. — Глаза видят пейзаж, рука сама мешает краски — особенно заглядывать в палитру не нужно. Я не задумываюсь, каких оттенков должен быть зелёный цвет, каких — синий. Палитра организуется очень быстро, в едином порыве. И нельзя разбить и писать отдельно небо и берег, пишется всё вместе».
Как сказал художник, он не любит каких-то временных рамок и по часам писать не начинает и не заканчивает. Живопись для него — волшебство, а не повинность, не служба, иначе искусство превратится в банальность. Поэтому внутренне он прислушивается к себе — хочется приступать к работе или нет. Или, может, нужно срочно куда-то поехать и что-то посмотреть. Свежий взгляд, новые места — это всегда очень важно.
«Знакомясь с новым местом, я одновременно знакомлюсь с другим собой, — пояснил Бачу. — Вообще, я люблю работать в экспедициях, когда уезжаю куда-нибудь на продолжительное время. Правда, собираться сложно, потому что с собой я везу много кистей и красок, может, даже слишком много. Но я так привык, и если нет хотя бы одного цвета, думать я уже не могу. Мне кажется, что именно он самый важный, хотя, возможно, я и не буду его использовать».
Разобраться в себе
За свою жизнь Владимир Бачу посетил и работал во многих странах: в Италии — в Венеции, Тоскане, Ферраре, Ломбардии, во Франции — в Провансе, Нормандии, Бретани, Париже. Побывал в Испании — в её знаменитых «белых деревнях» в Андалусиии и Гранаде. В своё время познакомился с Узбекистаном и Казахстаном, а не так давно открыл для себя Румынию и совершил творческую поездку в Пушкинские горы в соседней с Эстонией Псковской области. Вот только в Скандинавии работать не довелось.
«На родине, в Молдавии, не был давно, — сообщил художник. — Более того, после 2019 года я вообще никуда не выезжал. В первую очередь это происходит из-за того, что я не особенно предприимчив в отношении поездок, то же самое могу сказать и об организации выставок. Они случаются в основном благодаря помощи моих друзей и знакомых».
Со слов Бачу, он занимается исключительно живописью, а преподавание забросил, хотя когда-то работал в Евроакадемии. Это для художника во много раз важнее, тем более сейчас, когда он чувствует, как сильно ускорилось время, которое ни на что другое тратить уже не хочется. Сколько есть сил, столько он и будет использовать для живописи.
Среди художников, как считает Бачу, конкуренции не может быть, все они разные. И если чьи-то работы люди приобретают, то это означает лишь одно — они им нравятся. В картине они прочитывает только то, что могут, и нет смысла искать другие причины. Поэтому для художника важнее думать не о зрителе, а разобраться в себе — что получается, куда хочется двигаться в творчестве, ведь если душа к чему-то не лежит, то особых успехов в деле он не добьётся.
Кое-что ещё
Владимир Бачу любит музыку, но с живописью её не совмещает и когда стоит за мольбертом, её не слушает. Обожает литературу и даже немного сочиняет, делясь написанным в соцсетях. Всё началось давно, в студенческие времена, когда Владимир писал письма родителям домой. Успокаивая их, он сообщал о себе и учёбе в шутливой форме, что-то сам придумывал, и получался рассказик.
«Ну и потом, уже в Таллинне, на этюдах, наблюдал порой забавные сценки, — продолжил художник. — Также встречи иногда происходили интересные, о которых хотелось рассказать. Конечно, я не претендую на какие-то литературные качества. Однажды попытался было что-то написать в серьёзной форме, но получилось хуже, чем в газете».
Два сына Владимира Бачу уже взрослые и живут отдельно. Они не художники, и он никогда не настаивал на том, чтобы они выбрали себе эту профессию, тем более что жизнь человека искусства достаточно сложная. То же самое было и с ним. Родители совершенно не навязывали, чем ему заниматься, просто говорили: хочешь рисовать — рисуй.
А ещё Бачу любит собак, у него их две — Апа и Соня, той-пудель и йоркширский терьер. Они ещё маленькие — одной исполнился год, а второй — три, и его живописным занятиям они нисколько не мешают. Ему нравится за ними наблюдать, нравится гулять. Сейчас он наконец-то получил то, чего не хватало в детстве, когда очень хотелось завести собаку.
«Незаконченная работа, наверное, самая любимая, — признался в конце художник. — Незаконченное — это вообще самое интригующее и интересное, олицетворяющее собой процесс, запятую, а не точку. Это как жизнь, которая продолжается. Не зря Матисс все свои работы называл этюдами, даже те, что были огромных размеров, над которыми он работал несколько лет. На мой взгляд, законченность предполагает некий шаблон, но когда выходишь на пленэр, ты не знаешь, чем всё закончится. Есть дни, которые воспринимаешь как подарок, когда кистью только коснёшься холста, а он уже играет».
Читайте по теме:
Выставка Бачу и Кангро: эпосные скульптуры на фоне удивительно яркой Эстонии
Магия чисел: Объединение русских художников в Эстонии отметило свой юбилей
Художник Ровшан Нур: Таллинн стал для меня родным, я могу пройти по нему с закрытыми глазами