«Все, кто любит сериалы Netflix, вообще вэлкам» — в Театре Сюдалинна состоится премьера спектакля «Дива»

9 января в Малом зале Театра Сюдалинна состоится премьера спектакля Дмитрия Петренко "Дива" по пьесе Михаила Дурненкова.

Накануне премьеры корреспондент портала Tribuna.ee побеседовал с режиссёром и художественным руководителем Театра Сюдалинна Дмитрием Петренко (Д.П.) и актёрами Татьяной Космыниной (Т.К.) и Александром Жиленко (А.Ж.).

Татьяна Космынина, Дмитрий Петренко, Александр Жиленко. Фото Д. Пастухова

 

— С описанием спектакля «Дива» можно ознакомиться на сайте театра. Но как бы вы сами его описали?

Т.К.: Я расскажу. Это история о том, как встретились двое людей и выяснили между собой, что у них в прошлом есть что-то, о чём мы сейчас не можем вам сказать, не боясь спойлеров. Это история мужчины и женщины. Женщина сильно старше, а мужчина — сильно моложе. И, возможно, между ними что-то когда-то было, а может, и не было. Это и любовная драма, и детектив, и триллер, всё вместе.

А.Ж.: И комедия тоже немножко.

Александр Жиленко и Татьяна Космынина в спектакле Театра Сюдалинна «Дива». Фото: Елена Иванова (Театр Сюдалинна)

 

— То есть специально дано такое описание, чтобы не раскрывать суть, не спойлерить?

Д.П.: Да, конечно. Нам важно, чтобы зрителю было интересно следить за историей, и чтобы зритель сам принимал решение, на чьей он стороне. Кому он сейчас больше верит, кому он сопереживает…

Т.К.: И кто убийца — мы не расскажем.

Фото: Елена Иванова (Театр Сюдалинна)

 

— Наверное, изюминка спектакля в том, что там присутствует третий «актёр», потому что есть вы, два актёра, и есть кукла. И куклу эту я увидел в передаче «Кофе+», случайно. Она нигде не упомянута, ни в описании, ни на постере. Расскажите, как возникла идея с этой куклой. И не ожидаете ли вы, что некоторые зрители будут шокированы, если перед спектаклем не будут знать, что кукла там есть?

Д.П.: Идея с куклой возникла, когда мы, очень давно, с Таней первый раз начали обсуждать эту пьесу. И думали о том, какой может быть сценический образ этой актрисы. Что она всё-таки очень театральная, очень яркая, гротескная. И так мы постепенно пришли к тому, что это даже почти не человек, а человек плюс театр. И поэтому родилась идея, что эта актриса могла бы быть очень похожа на куклу.

Фото: Tribuna.ee

 

Т.К.: Да, это решение образа. Вот как бы мы могли решить? Мы могли бы загримировать меня, сделать мне какой-нибудь парик, придумать мне странный голос. Могли использовать для художественного выражения маску. А мы взяли куклу, потому что есть очень яркий характер, который нам лучше всего показать через некую очень острую форму, кукольную. Я абсолютно уверена, что люди шокированы не будут, потому что там нет ничего шокирующего. Это просто решение. Куклу, кстати, сделал наш актёр и режиссёр Даня Зандберг, который владеет этим мастерством профессионально. И мы благодарим его за помощь.

Линда во всей красе. Фото: Елена Иванова (Театр Сюдалинна)

 

— Кстати, совсем недавно мне удалось сходить на спектакль «Маленький принц» Зандберга студии OKOLO Teatra…

Т.К.: Вот-вот-вот, это все родственники нашей Линды там играют, её семья (дружный смех). Линда — это кукла. И так зовут мою героиню — Линда Андерсон.

«Родственники» Линды в «Маленьком принце». Фото Д. Пастухова

 

— Известно, что мировая премьера «Дивы» состоялась в марте 2025 года в Хельсинки, на шведском языке, с субтитрами (в том числе и на русском). Смотрели ли вы этот спектакль?

— Обычно я не езжу на ту же пьесу, потому что хочется как-то самому придумать. Но я знал, что мой спектакль всё равно будет другой. Поэтому было не страшно съездить и посмотреть. Более того, вы увидите связь с тем спектаклем, шведско-финским, в нашем спектакле. Есть определённый мост, смысловой и художественный. И я очень спокойно смотрел спектакль шведов, потому что, повторюсь, знал, что наш будет совсем другой. Мы уже к тому времени придумали примерное художественное решение нашего спектакля.

А так, конечно, всегда интересно смотреть, как коллеги решают какие-то вопросы, как они это делают сценически, что для них главное, какие акценты они расставляют. Потому что в современной пьесе можно повернуть и так, и так, и так. И как-то её интерпретировать. И люди уже привыкли, что для этого пишется театральный текст. Наша интерпретация, конечно же, сильно отличается от интерпретации в другом театре. И, наверное, те, кто будут ставить «Диву» после нас, тоже будут её по-своему интерпретировать, по-своему искать, что для них было важным в этой пьесе, что они хотят подчеркнуть, а что вынести за скобки.

Фото: Tribuna.ee

 

— А есть ли какие-то пересечения с двумя вашими другими спектаклями в Театре Сюдалинна — это «Отцы и дети» и «Очень много солнца», которого, правда, уже нет в репертуаре?

Д.П.: Это вопрос к зрителю, скорее, что он увидит там. Есть специально какие-то, наверное, вещи, которые мы стараемся вести. Но в целом я надеюсь, что это общая игровая структура, которая мне в театре интересна, которая, мне кажется, интересна зрителю, что это не суперпсихологический театр: что там есть и психология, там есть и игровой момент, там есть и гротеск, там есть переход от гротеска к серьёзной, абсолютно театральной психологии.

Фото: Елена Иванова (Театр Сюдалинна)

 

Кому в первую очередь порекомендуете этот спектакль, на какую аудиторию рассчитываете?

А.Ж.: Знаете, спектакль, прогон, уже смотрели наши цеха совершенно разная аудитория: и молодые, и взрослые люди. И постарше, гораздо постарше, которые потом подходили к нам и говорили, что их очень тронуло, им очень понравилось. И я думаю, что это спектакль для широкой аудитории, абсолютно широкой. То есть от молодых до старых. Думаю, все найдут в нём что-то такое, что их трогает, что их цепляет, и не оставит никого равнодушным.

Фото: Tribuna.ee

 

Это ваше первое сотрудничество с Михаилом Дурненковым?

(Все вместе): Мы встречались на «лабораториях», поэтому мы знакомы с Михаилом и с его пьесами через них. У нас в театре уже ставили Михаила Дурненкова, «Утопию». Сейчас в театре Punkt идёт спектакль «Война ещё не началась», который Артём Гареев поставил. То есть мы знаем, кто такой Михаил Дурненков, очень хорошо. Надо сказать, он не малоизвестный драматург. И в эстонских театрах тоже идут его пьесы. В Драмтеатре, например, есть его «Эйзенштейн» в постановке Юлии Ауг.

Фото: Елена Иванова (Театр Сюдалинна)

 

Д.П.: У нас на сцене также игрался спектакль «Исцеление», который поставил мой латвийский коллега Элмар Сеньков. С Чулпан Хаматовой и Юлией Ауг. То есть на нашей сцене они его играли, даже, по-моему, это была премьера. И, конечно, мы с Мишей давно уже единомышленники, поэтому я и задумался: мне кажется, так странно, что мы вроде как первый раз с ним напрямую сотрудничаем.

Ну а почему именно его пьеса? Чем зацепила?

Т.К. (эмоционально): Да крутая пьеса, интересная! Все от нас ведь хотят: сделайте что-то такое, чтобы было развлекательно, чтобы интересно, чтобы прям внимание держалось и интрига была. И чтобы непонятно, к чему что приведёт. Вот и взяли качественный материал, который сам себя играет, за которым интересно следить. Да и что ещё брать, если не Дурненкова?

Фото: Елена Иванова (Театр Сюдалинна)

 

Д.П.: Он один из лучших на сегодня современных драматургов. И он нам нравится как человек. И ты понимаешь, что это человек глубокий, который живёт в какой-то своей связи с реальностью, и нам это интересно тоже. Какие-то вещи мы ощущаем, наверное, схоже. И как Таня уже сказала, в «Диве» есть и детектив, и чуть-чуть триллера, и психология, и мораль. И любовь. И классные диалоги, которые легко учить, имитировать (смех актёров), поэтому с ним классно работать.

Т.К.: Все, кто любит сериалы Netflix, все вообще вэлкам!

Фото: Tribuna.ee

 

А сколько заняла работа над спектаклем?

Д.П.: Как обычно, два месяца. Мы всегда репетируем спектакли плюс-минус два месяца.

Ещё обратил внимание на постер: главные герои лежат в лодке и закрывают глаза ладонями. В чём символизм?

А.Ж.: Это как раз, я думаю, зрители увидят, когда посмотрят спектакль. Это вопрос вам. Зачем мы будем всё разжёвывать? Так станет сразу неинтересно. Символизм в том символизме, что каждый может прочитать свой смысл.

Фото: Елена Иванова (Театр Сюдалинна)

 

Д.П.: А автор плаката замечательный таллиннский дизайнер Андрей Кедрин.

Постер к спектаклю «Дива». Фото Д. Пастухова

 

Спасибо за беседу и удачной премьеры!

Читайте по теме:

«Она должна уйти» в Театре Сюдалинна — на родительском собрании кипят нешуточные страсти

Клоуны [из Театра Сюдалинна] летят на Марс!

Новый сезон Театра Сюдалинна объединит классику и современность

Александр ЖиленкоДаниил ЗандбергДмитрий ПетренкоМихаил ДурненковТатьяна КосмынинатеатрТеатр СюдалиннатопЧулпан ХаматоваЮлия Ауг