Японские архитекторы предложили эстонцам использовать то, что имеется под рукой

В Эстонском архитектурном музее проходит выставка, рассказывающая о новых тенденциях в японской архитектуре. Экспозиция развёрнута в большом зале бывшего cоляного склада Ротерманна, в ней представлены проекты молодого поколения японских архитекторов. Они не совсем соответствуют западному представлению об архитектуре Японии, отличаясь от тех, что обычно украшают страницы европейских и американских архитектурных журналов.

Свою профессиональную деятельность эти архитекторы начинали после таких потрясений, как мировой финансовый кризис 2008 года, считающийся самым глубоким экономическим спадом со времён Великой депрессии 1930-х годов, и землетрясение 2011 года, самое мощное в истории Японии. После него на восточное побережье страны обрушился цунами и произошла катастрофа на атомной электростанции Фукусима.

На выставке эти события отмечены в графике, встречающем посетителей, переступающих её порог. Кривые линии показывают, как с начала 70-х годов изменялись население Японии и её экономика. В 1970 году в стране проживало 105 миллионов человек. Их число росло и в 2008 году достигло 128 миллионов, после чего начало снижаться. С тех пор уже 14 лет население Японии сокращается.

Аналогичные процессы наблюдаются и в экономике, объём которой уменьшается, несмотря на то, что Япония остается в пятёрке крупнейших экономик мира. После кризисов 2010-х годов в ней резко сократилось строительство новых зданий, зато число пустующих домов — на графике это отчётливо видно — растёт последние полвека. В интервью порталу Tribuna.ee музейный экскурсовод Елена Рыбакова объяснила, что в своей совокупности эти тенденции и обусловили изменения в подходе молодых японских архитекторов к проектированию.

Дом на одну семью с маленьким магазином. Фото А. Айсберга

 

Четырёхэтажный частный дом в Токио с офисом на первом этаже. Фото А. Айсберга

 

В поиске ответов

С работами японских архитекторов жителей и гостей эстонской столицы знакомит Архитектурный музей Швейцарии SAM, адаптировавший свою экспозицию для Эстонского музея архитектуры. В центральном разделе выставки представлены 20 репрезентативных проектов, принятых к выполнению или завершённых за последние пять лет в разных городах Японии.

Их подборка отражает сегодняшнюю деятельность японских архитектурных бюро, не сводящуюся к какой-то одной парадигме. Возникает образ поколения, занятого поиском новых моделей архитектурного взаимодействия, пытающегося сформулировать адекватный ответ на вызовы, стоящие перед профессией и обществом в целом.

Со слов Елены Рыбаковой, новые тенденции отчётливо проявляются в проекте Good Cycle, который предложил архитектор Норихиса Кавасима, взявшийся реновировать восьмиэтажное офисное здание, построенное в 1990 году в городе Нагоя, четвёртом по величине в Японии, в котором проживает более двух миллионов жителей.

В течение нескольких лет архитектор консультировал крупную строительную компанию, занимавшуюся реконструкцией домов и искавшую новую бизнес-модель, ориентированную на повторное использование утилизированных материалов. Подходы, наработанные в ходе этого сотрудничества, архитектор применил в своём проекте реконструкции офиса компании, представляющего собой распространенный в Японии тип среднеэтажных офисных зданий.

Проект Good Cycle Норихисы Кавашимы. Фото А. Айсберга

 

Дом как «банк материалов»

Проект Кавасимы предусматривал модификацию стального каркаса здания с целью повышения доступности в него естественного света и воздуха. Значительная часть предназначенных для этих целей строительных материалов состояла из тех, что использовались при первоначальном строительстве и были переработаны. Добавленные новые материалы, в основном натуральные, интегрированы таким образом, что их можно демонтировать и вернуть в оборот по окончании срока эксплуатации здания.

Снаружи и внутри здания для стен, полов, потолков и мебели использовались грунтовые материалы, что позволило сотрудникам компании, чей офис реконструировался, участвовать в процессе отделки стен. Через движения людей, от оставленных на поверхности стен отметок их рук, стены естественным образом «выражались». Приобретённые навыки позволят в дальнейшем сотрудникам компании участвовать при необходимости в техническом обслуживании дома.

Традиционно в строительстве в Японии используется дерево, противостоящее ураганам и землетрясениям. В проекте Кавасимы своё место нашёл японский кедр. Для покрытия мебели архитектор предложил использовать материал, полученный из отходов измельчённого пластика, а ткань для её обивки получилась из переработанной полиэфирной пряжи.

Перестроенное здание, по сути, — настоящий «банк материалов» и является транзитным пунктом в их нескончаемом круговороте. Создавая среду, связанную с меняющейся природой света, воздуха, почвы, деревьев и растений, и превращая архитектуру в помощницу людей и природы, Норихиса Кавасима совершает попытку сделать процесс реконструкции зданий частью нового материального потока в городе. Название выставки — «Разберитесь с тем, что имеете» — отражает этот новый подход к проектированию. Выставка будет открыта до 28 апреля.

В её рамках предусмотрены также несколько мероприятий, из которых уже состоялась экскурсия по выставке, проведенная её куратором, сотрудником швейцарского музея Юмой Синохарой, и была показана японская чайная церемония. В марте для желающих организуют мастер-класс по оригами.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Вольдемар Вага, для которого драгоценностью была эстонская архитектура

архитектуравыставкаЕлена РыбаковаНорихиса КавасимаТаллиннтопЭстонский музей архитектурыЯпония