Банк Эстонии: Охлаждение рынка труда ещё впереди

Хотя ожидается, что экономика вскоре восстановится, это не произойдёт быстро, а если затраты на рабочую силу продолжат сильно расти, это, вероятно, будет означать, что найти работу станет сложнее, пишет экономист Банка Эстонии Орсоля Соосаар.

Хотя экономический спад длится уже полтора года, ситуация на рынке труда Эстонии пока лучше, чем прогноз и опыт предыдущих экономических кризисов. Количество рабочих мест в обрабатывающей промышленности и строительном секторе в течение некоторого времени снижается, но благодаря сфере услуг занятость в целом остаётся высокой.

«По данным регистра, пик занятости сохранился во второй половине 2022 года, а с лета этого года занятость начала снижаться в годовом исчислении. Однако, учитывая масштабы экономического спада (ВВП снизился на 4,1% от пика), снижение занятости пока носит весьма ограниченный характер. О том, что часть охлаждения рынка труда ещё впереди, говорят, во-первых, все более пессимистичные ожидания работодателей в сфере занятости в течение года, которые сейчас хуже исторического среднего показателя, и, во-вторых, снижение количества объявлений о вакансиях на портале Кассы по безработице», — отмечает экономист Орсоля Соосаар.

Орсоля Соосаар. Фото: Eesti Pank

 

Уровень безработицы, который долгое время оставался очень низким, резко вырос во втором квартале 2023 года, согласно данным исследования рабочей силы Департамента статистики. Однако число безработных увеличилось главным образом за счёт увеличения доли желающих работать среди населения. «Рост уровня безработицы продолжился и в третьем квартале и достиг 7,6% по данным, опубликованным Eurostat. Зарегистрированная безработица также имеет тенденцию к росту с мая. Больше соискателей работы и меньше вакансий означает большую конкуренцию за рабочие места и меньшее давление с целью повышения заработной платы. Данные опроса работодателей также указывают на меньшую ощущаемую нехватку рабочей силы», — пояснила представитель Банка Эстонии.

По словам Соосаар, рост среднемесячной брутто-зарплаты ускорился в первом полугодии 2023 года, но этому способствовало резкое повышение минимальной зарплаты учителей, рост зарплат в сфере внутренней безопасности и вступление в силу нового коллективного договора в сфере здравоохранения.

Рост заработной платы в частном секторе немного замедлился во втором квартале, но с учётом продолжающейся рецессии он всё равно был быстрым и увеличивал долю трудовых доходов в ВВП. Быстрый рост затрат на рабочую силу может поставить под угрозу конкурентоспособность компаний-экспортёров, поскольку затраты на рабочую силу составляют важную часть себестоимости продукции.

Однако со времени, предшествовавшего пандемии коронавируса, и до сегодняшнего дня, рост затрат на рабочую силу в обрабатывающей промышленности Эстонии существенно не превышал темпы роста затрат в Латвии и Литве, а также был медленнее, чем в Польше и некоторых других странах Центральной и Восточной Европы.

«Таким образом, по крайней мере на самом общем уровне, данные не указывают на снижение конкурентоспособности компаний обрабатывающей промышленности по затратам на заработную плату по сравнению с этими странами», — добавила Соосаар.

Читайте по теме:

Государство финансово поддержит повышение конкурентоспособности на рынке труда

Услуги Кассы по безработице будут преобразованы с 2024 года

В Эстонии безработных женщин стало в разы больше, чем мужчин

Банк Эстониибезработицазарплатытоп