Однако самая большая угроза платёжеспособности компаний заключается в том, что их доходы от продаж начнут падать в течение длительного периода, сообщает пресс-служба Банка Эстонии.
В своём последнем обзоре финансовой стабильности экономисты центробанка отмечают, что для конкретного предприятия или домохозяйства трудности с погашением кредита могут стать серьёзной проблемой. В то же время прогнозируемый рост проблемных кредитов не должен привести к серьёзным неудачам для финансового сектора и экономики в целом благодаря банковским резервам.
Уровень проблемных кредитов у предприятий и домохозяйств в Эстонии в последние годы значительно снизился. В начале 2018 года количество опозданий по выплате предпринимательских кредитов сроком более 60 дней составляло 1,4%, а в сентябре этого года аналогичный показатель достигал всего 0,3%. Уровень проблемных жилищных кредитов в начале 2018 года составлял 0,4%, тогда как в сентябре этого года этот же показатель был 0,1%.
Банк Эстонии в будущем ожидает небольшого увеличения числа проблемных кредитов, поскольку состояние экономики за последнее время ухудшилось. По оценке аналитиков, быстрого восстановления не произойдёт, поскольку экономическое положение основных торговых партнёров тоже плохое, а конкурентоспособность эстонских компаний снизилась. Будучи небольшой страной с открытой экономикой, Эстония во многом зависит от экспортных рынков и способности оставаться там конкурентоспособными. Кроме того, растёт безработица.
Предприятия и домохозяйства пока неплохо справляются с возросшими выплатами по кредитам из-за повышения процентных ставок. Компании справились благодаря увеличению выручки и прибыли за предыдущие годы. Способность домохозяйств выплачивать кредиты поддерживается относительно низким уровнем безработицы и довольно быстрым ростом заработной платы. Повышение процентных ставок затрудняет погашение кредитов, но не приводит к серьёзным проблемам с выплатой кредитов.
Из-за повышения процентных ставок финансирование для банков дорожает, и их прибыльность в ближайшие годы несколько снизится. До сих пор повышение процентных ставок в первую очередь увеличивало доходы банков, но в будущем процентные расходы банков увеличатся ещё больше. Поскольку рост числа депозитов замедлился, банки взяли больше кредитов у иностранных материнских банков и выпустили больше облигаций.
Обострение конкуренции между банками за привлечение депозитов привело к быстрому росту процентных ставок по срочным вкладам. В результате предприятия и частные физические лица вложили больше средств в срочные депозиты, чем раньше, и стали меньше хранить денег в качестве депозитов до востребования.
Резервные капиталы у банков по-прежнему неплохие, но в последние годы они сокращаются. С 2018 года налоговая система Эстонии мотивировала банки выплачивать прибыль текущего года. Банки недавно объявили о планах увеличения выплат в ближайшие годы, что было вызвано политическим давлением.
Банковские резервы необходимы для покрытия при необходимости потерь по кредитам из-за плохой экономической ситуации, а также для продолжения кредитования бизнеса и населения в более трудные времена. И хотя резервные капиталы эстонских банков достаточно велики, чтобы покрыть большие, чем ожидалось, потери по кредитам, запланированные банками дополнительные выплаты дивидендов снижают капитализацию банков, а, следовательно, способность покрывать потери по кредитам и продолжать кредитование в кризисной ситуации.
Экономисты также отмечают, что неожиданные и существенные налоговые изменения могут отрицательно повлиять на способность банков привлекать средства на финансовых рынках. Если банкам не удастся привлечь средства или цена денег возрастет, это может повлиять на цену и доступность кредитных денег как для эстонских предприятий, так и для домохозяйств. По оценке Банка Эстонии, подобные изменения в политике могут ухудшить инвестиционный климат в целом и затруднить инвестиции в экономику Эстонии.
Читайте по теме:
Банк Эстонии: Экономика вряд ли быстро восстановится, ситуация хуже средней
Банк Эстонии: Охлаждение рынка труда ещё впереди
Рецессия в Эстонии отступает, но рост экономики будет скромным — Swedbank